Разное

Мышление и познание социальная природа мышления человека: Социальная природа мышления. Мотивация мышления. Мышление и обучение.

08.11.2020

Социальная природа мышления. Мотивация мышления. Мышление и обучение.

Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка — в книгах, журналах и т. д. Во всем этом очень показательно выступает социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения; это как бы общение человека с человечеством.

В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т. д., открытых и выработанных человечеством в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность — необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний (прежде всего учеными) в ходе исторического развития человечества.



Мотивация мышления.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический про­цесс, психологическая наука учитывает и в той или иной сте­пени специально исследует:


— потребности и мо­тивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

— конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифиче­ские.

В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любозна­тельность, тяга к знаниям и т.д.).

Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто позна­вательных интересов.

Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной дея­тельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Обучение и развитие мышленияидут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.

Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в школу. Вначале обучение происходит в общении со взрослыми, затем подключается игровая деятельность. К началу школьного возраста мышление и всё психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Первоклассник уже хорошо ориентируется в окружающем мире, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может достаточно связно высказывать свое мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т. д. Благодаря учебной деятельности происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Переход к словесно-логическому мышлению связан с изменением содержания мышления, в основе которого лежит оперирование понятиями. Ребенок оперирует уже не конкретными представления, имеющими наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятиями, отражающими наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления стимулируется обучением. Главным стимулирующим эффектом обучения является способность осуществлять операции, обратные выполненным, т. е. ребенок овладевает принципом сохранения. Так, он понимает, что, жидкость, перелитая в другой стакан не изменит своего объема. На этой же стадии развития мышления под влиянием обучения дети приходят к пониманию двух важнейших логических принципов:

принципа эквивалентности, согласно которому: если А=В, а В=С, то А=С;

принцип наличия объектами нескольких измеряемых характеристик, например вес и размер, которые могут находиться в различных соотношениях: камешек маленький и легкий, воздушный шар большой, но все равно легкий, а автомобиль большой и тяжелый.

Обучение способствует возникновению и таких новообразований мыслительной деятельности как:

Анализ, складывание которого начинается с выделения в предметах и явлениях различных свойств и признаков. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности и специального обучения эта способность все больше совершенствуется. Для развития этого умения используется прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Практическое использование этого приема самим ребенком приводит к его закреплению. На следующем этапе обучения ребенка просят выделить свойства предмета уже без сравнения с другими наблюдаемыми предметами. Постепенно в процессе обучения вводится понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков;

Становление внутреннего плана действий начинается с практического действия с предметами, затем с его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится достаточным проговаривание этого действия «про себя» и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и становится действием «в уме»;

Новые формы мышления, возникающие в школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего обучения. Т.о., процесс развития мышления и обучение взаимно дополняют и стимулируют друг друга.

 

35. Социальная природа мышления человека.

Мышление,
как уже говорилось, тесно связано с
речью, которая является орудием нашей
мыслительной деятельности. Когда человек
думает, он свою мысль как бы проговаривает.

Иногда
это делается в форме развернутых фраз,
произносимых про себя, но чаще мысль
оформляется словами и предложениями в
сокращенном, свернутой виде, так что мы
не всегда и замечаем это внутреннее
проговаривание.

Мыслительная
деятельность человека имеет социальный
характер. В процессе своего исторического
развития, в процессе изготовления орудий
труда и в ходе их применения люди
испытывали потребность делиться своими
мыслями друг с другом, и в этом общении
вырабатывалась способность думать и
говорить.

Paзвитие
второй сигнальной системы, а следовательно
и мышления происходило и происходит в
условиях социальной жизни человека.
Благодаря речи оказались возможными
преемственность продуктов мышления,
сообщение их следующим поколениям.

Без
передачи этого опыта (особенно в виде
печатных трудов) человеческая мысль не
могла бы создать науку, технику и
культуру.

Закрепление
итогов мышления в устной и письменной
речи дает возможность успешно обучать
детей, передавая им в готовом виде
добытые ранее знания и побуждая их самих
к самостоятельной мыслительной
деятельности

36.Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.

Язык
– система
знаков, выступающая в качестве средства
общения и орудие мысли. Средство общения,
общий, различные виды.

Речь
– процесс использования языка человека.
Это процесс общения, конкретна, различные
виды, может разрушаться.

Функции
речи: сигнификативная, обобщение,
коммуникативная (сообщение, выражение,
воздействие)

36. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.

В
психологии различают два основных вида
речи: внешнюю и внутреннюю. Внеш-няя
речь включает в себя речь устную
(диалогическую и монологическую) и
письменную.

Внешняя
речь – общение между людьми при помощи
разговора или различных тех-нических
устройств.

Устная
речь – внешняя, произносимая и
воспринимаемая на слух речь.

Диалогическая
— речь, при которой активны в равной
степени все ее участники. Она возникает
как ответ на вопрос, не требует специальной
подготовки. Диалогическая речь обычно
бывает не полностью развернутой, так
как она ситуативна, многое в ней не
высказывается, а подразумевается
благодаря контексту, понятному
разговаривающим.

Монологическая
речь — длительное, последовательное,
связное изложение системы мыслей, знаний
одним лицом. Монологическая речь
значительно более завернута и
грам-матически оформлена, чем диалогическая,
и требует обычно предварительной
подго-товки.

Речь
письменная осуществляется посредством
письменных знаков. Она более раз-вернута,
чем устная монологическая речь.

Исторически
сформировалось множество способов
графической фиксации различ-ных единиц
речи, которые можно свести к четырем
основным тинам.

1.
Пиктографическое письмо. Передача
содержания целого сообщения в
знаке-рисунке.

2.
Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы)
обозначают целые слова, понятия. Наиболее
известные его системы: древнейшее
египетское письмо, месопотамские
сис-темы клинописи, современная китайская
иероглифика.

3.
Слоговое письмо. Знаки его обозначают
отдельные слоги (японский язык).

4.
Буквенно-звуковое. Знаки алфавита
(графемы) обозначают отдельные звуки
или фонемы.

Внутренняя
речь — особый вид беззвучной речевой
деятельности человека, характе-ризующийся
предельной свернутостью грамматической
структуры и содержания. Являет-ся
основным инструментом мышления.

Как
известно, в психологии различают только
два вида речи: контекстную и ситуативную.
Связная речь, понятная без учета частной
ситуации, в которой она про­износится,
— это «контекстная» речь. Ее содержание
оп­ределяется контекстом. «Ситуативная»
речь есть речь, содержание которой может
быть понятно только при учете ситуации,
понимается только то, что порождено
ситуацией и что связано с ней
непосредственно.

Контекстную
и ситуативную речь никоим образом нельзя
противопоставлять, поскольку всякая
речь, хотя и имеет некоторый контекст,
обусловлена все же некото­рой ситуацией.
Ситуативность и контекстность, таким
образом, являются двумя важнейшими
психологически­ми свойствами устной
речи.

Монологическая
речь преимущественно контекстна. В силу
контекстности она должна пониматься
без помо­щи экстралингвистических
средств, которые часто игра­ют большую
роль в диалогической речи. В отличие от
диалогической ситуативной речи
монологическая речь характеризуется
последовательностью и логичностью

Понятие о мышлении и его социальная природа. Связь мышления и речи

Познание объективной действительности начи-нается с ощущения и восприятия. Мышление ос-новывается на чувственном познании и далеко выходит за его пределы. То есть человек способен отражать особенности окружающего мира, кото-рые недоступны непосредственному восприятию. Мышление — это социально обусловленный, не-разрывно связанный с речью процесс обобщенно-го и опосредованного отражения действительно-сти в ее связях и отношениях между познаваемы-ми объектами.
Переход от чувственного познания к мышлению осуществляется с помощью слова (т.е. с участием второй сигнальной системы). Посредством слова люди обобщают признаки объектов, выделяют существенные из них, фиксируют и хранят ин-формацию, передают ее другим людям. То есть материальной основой мышления является речь. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражает-ся в словах, в устной и письменной речи. И на-оборот, чем больше совершенствуется, оттачива-ется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
Неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышле-ния. Познание предполагает преемственность всех связей, приобретенных в ходе человеческой исто-рии. От общества человек получает всю сумму знаний, которую человечество приобрело до него. Все это происходит благодаря тому, что человек не только может фиксировать, но и передавать знания с помощью языка.
Социальная природа мышления раскрывается и в том, что именно в обществе возникают потребно-сти или необходимость чего-либо понять, узнать, объяснить. Именно в обществе в процессе прак-тической деятельности, общественной или личной жизни человек сталкивается с неожиданным, не-знакомым, с проблемами и задачами. И в том, ка-кие задачи и в каком направлении будет решать человек, раскрывается социальная природа мыш-ления.
Таким образом, человеческое мышление возника-ет в обществе, в нем развивается и совершенству-ется, вне общества оно невозможно.

Социальная природа мышления

 

Содержание:

 

1 Социальная природа мышления………………….……………………………………………3

2 Мыслительные операции………………….……………………………………………………..5

3 Основные формы мышления. ………………………………………………………………….7

4 Понимание………………………………………………………………………………………………9

5 Решение мыслительных задач…………………………………………………9

6 Качества ума как свойства 
личности………………….……………………………………11

7 Что такое воображение…………………………………………………………………………..13

8 Мыслительный процесс……….…………………………………………………………………19

9 Заключение…………………………………………………………………….22

10 Список использованной 
литературы………………………………………..23

 

 

Социальная природа 
мышления.

Предметы и явления 
действительности обладают такими свойствами
и отношениями, которые можно 
познать непосредственно, при помощи
ощущений и восприятий (цвета, звуки,
формы, размещение и перемещение 
тел в видимом пространстве), и 
такими свойствами и отношениями, которые 
можно познать лишь опосредованно 
и благодаря обобщению, т.е. посредством 
мышления.

 Мышление — это опосредованное 
и обобщённое отражение действительности,
вид умственной деятельности, заключающейся 
в познании сущности вещей 
и явлений, закономерных связей 
и отношений между ними.

 Первая особенность 
мышления — его опосредованный характер.
То, что человек не может познать 
прямо, непосредственно, он познаёт 
косвенно, опосредованно: одни свойства 
через другие, неизвестное — через
известное.

 Мышление всегда опирается 
на данные чувственного опыта 
— ощущения, восприятия, представления 
— и на ранее приобретённые 
теоретические знания.

 Косвенное познание 
и есть познание опосредованное.

 Вторая особенность 
мышления — его обобщённость. Обобщение 
как познание общего и существенного 
в объектах действительности 
возможно потому, что все свойства 
этих объектов связаны друг 
с другом. Общее существует и 
проявляется лишь в отдельном,
в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством 
речи, языка. Словесное обозначение 
относится не только к отдельному
объекту, но также и к целой 
группе сходных объектов. Обобщённость
также присуща и образам (представлениям
и даже восприятиям). Но там она 
всегда ограничена наглядностью. Слово 
же позволяет обобщать безгранично.
Философские понятия материи, движения,
закона, сущности, явления, качества, количества
и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные
словом.

 Мышление — высшая ступень 
познания человеком действительности.

 Чувственной основой 
мышления являются ощущения, восприятия 
и представления.

 Через органы чувств
— эти единственные каналы связи 
организма с окружающим миром 
— поступает в мозг информация.
Содержание информации перерабатывается 
мозгом. Наиболее сложной (логической)
формой переработки информации 
является деятельность мышления.
Решая мыслительные задачи, которые 
перед человеком ставит жизнь, 
он размышляет, делает выводы 
и тем самым познаёт сущность 
вещей и явлений, открывает 
законы их связи, а затем 
на этой основе преобразует 
мир.

 Мышление не только 
теснейшим образом связано с 
ощущениями и восприятиями, но 
оно формируется на основе 
их. Переход от ощущения к мысли

— сложный процесс, который 
состоит прежде всего в выделении и обособлении
предмета или признака его, в отвлечении
от конкретного, единичного и установлении
существенного, общего для многих предметов.

 Мышление выступает 
главным образом как решение 
задач, вопросов, проблем, которые 
постоянно выдвигаются перед 
людьми жизнью. Решение задач 
всегда должно дать человеку 
что-то новое, новые знания. Поиски 
решений иногда бывают очень 
трудными, поэтому мыслительная 
деятельность, как правило, — деятельность 
активная, требующая сосредоточённого 
внимания, терпения. Реальный процесс 
мысли — это всегда процесс 
не только познавательный, но 
и эмоционально-волевой.

 Объективной материальной 
формой мышления является язык.
Мысль становится мыслью и 
для себя и для других только 
через слово — устное и письменное.
Благодаря языку мысли людей 
не теряются, а передаются в 
виде системы знаний из поколения 
в поколение. Однако существуют 
и дополнительные средства передачи 
результатов мышления: световые 
и звуковые сигналы, электрические 
импульсы, жесты и пр. Современная 
наука и техника широко используют 
условные знаки в качестве 
универсального и экономного 
средства передачи информации.

 Облекаясь в словесную 
форму, мысль вместе с тем 
формируется и реализуется в 
процессе речи. Движение мысли, 
уточнение её, связь мыслей друг 
с другом и прочее происходят 
лишь посредством речевой деятельности.

 Мышление и речь (язык)
едины.

 Мышление неразрывно 
связано с речевыми механизмами, 
особенно рече- слуховыми и речедвигательными.

Мышление также неразрывно
связано и с практической деятельностью 
людей. Всякий вид деятельности предполагает
обдумывание, учёт условий действия,
планирование, наблюдение. Действуя, человек 
решает какие-либо задачи. Практическая
деятельность — основное условие возникновения 
и развития мышления, а также критерий
истинности мышления.

 Мышление — функция мозга, 
результат его аналитико-синтетической 
деятельности. Оно обеспечивается 
работой обеих сигнальных систем 
при ведущей роли второй сигнальной 
системы. При решении мыслительных 
задач в коре мозга происходит 
процесс преобразования систем 
временных нервных связей. Нахождение 
новой мысли физиологически означает 
замыкание нервных связей в 
новом сочетании.

Мышление, как уже говорилось,
тесно связано с речью, которая 
является орудием нашей мыслительной
деятельности. Когда человек думает,
он свою мысль как бы проговаривает.

Иногда это делается в 
форме развернутых фраз, произносимых
про себя, но чаще мысль оформляется 
словами и предложениями в 
сокращенном, свернутой виде, так 
что мы не всегда и замечаем это 
внутреннее проговаривание.

 Мыслительная деятельность 
человека имеет социальный характер.
В процессе своего исторического 
развития, в процессе изготовления 
орудий труда и в ходе их 
применения люди испытывали потребность 
делиться своими мыслями друг 
с другом, и в этом общении 
вырабатывалась способность думать 
и говорить.

 Paзвитие второй сигнальной
системы, а следовательно и мышления происходило
и происходит в условиях социальной жизни
человека. Благодаря речи оказались возможными
преемственность продуктов мышления,
сообщение их следующим поколениям.

Без передачи этого опыта
(особенно в виде печатных трудов) человеческая
мысль не могла бы создать науку,
технику и культуру.

Закрепление итогов мышления
в устной и письменной речи дает
возможность успешно обучать 
детей, передавая им в готовом 
виде добытые ранее знания и побуждая
их самих к самостоятельной мыслительной
деятельности.

Наше познание окружающей
действительности начинается с ощущений
и восприятия и переходит к 
мышлению. Функция мышления —расширение
границ познания путем выхода за пределы
чувственного восприятия. Мышление позволяет
с помощью умозаключения раскрыть то,
что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие 
отношений между предметами, выявление 
связей и отделение их от случайных 
совпадений.

Мыслительные 
операции.

В процессе мыслительной деятельности
у людей выработались определенные
приемы, или операции, мышления. Рассмотрим
некоторые из них.

Анализ и синтез. Когда 
мы изучаем какой-нибудь предмет, то
нередко (в особенности если предмет
сложный) расчленяем его на части и затем
рассматриваем каждую из них отдельно.
Как знакомят младших школьников с растением?
Предлагают выделить его части: ствол,
ветви, листья, корни. И затем уже определяют
назначение каждой из этих частей.

 Но в процессе умственной 
работы человеку приходится делать 
и обратную мыслительную операцию:
отдельные части или элементы 
предмета соединять вместе. Так, 
нельзя получить представления 
о растении, если мысленно не 
объединить его отдельные части 
(ствол, листья, ветки, корни) в 
одно целое. Прием объединения 
отдельных элементов или частей 
в целое называется синтезом.

 Анализ и синтез 
— важнейшие мыслительные приемы.
Многие процессы мышления включают 
их. Умственная деятельность человека 
есть, как говорил академик Павлов,
деятельность аналитико-синтетическая.

 Мысленный анализ и 
синтез возникли у человека 
в результате практических действий 
с предметами. «Уже разбивание 
ореха,— писал Энгельс,— есть 
начало анализа». Анализ и синтез 
применяются и в самых простых 
умственных операциях, и в очень 
сложных мыслительных процессах, 
связанных с творчеством.

Сравнение. Мысленное выделение
(анализ) отдельных качеств предметов,
а также объединение (синтез) отдельных
элементов в целое дают возможность сравнивать
друг с другом предметы и явления. Сравнение
имеет большое значение в процессах мышления.
К. Д. Ушинский считал, что сравнение есть
основа всякого понимания и всякого мышления,
что все в мире мы узнаем не иначе, как
через сравнение.

 Сравнивать предметы 
и явления можно по одному 
какому-нибудь признаку или по 
целому ряду признаков и свойств; 
так, климат двух стран можно 
сравнить друг с другом по 
средней годовой температуре, 
а можно и по количеству 
выпадающих осадков, по устойчивости 
погоды, по преобладающим ветрам,
по влиянию на здоровье жителей 
и т. п.

Абстракция и конкретизация.
В процессе мышления нередко приходится
отвлекаться от ряда признаков предмета
или от самих предметов, выделивкакой-то
один признак или свойство. Так мы можем
говорить о зеленом цвете как о цвете благотворно
действующем на зрение человека, не указывая
конкретно предметов, которые окрашены
в зеленый цвет. Или, допустим, мы говорим:
«сила — важное качество», но не поясняем
конкретно, о какой силе идет речь: человека,
животного, машины, о силе земного притяжения
и т. п. В обоих случаях мы отвлеклись от
целого ряда предметов, обладающих данными
свойствами, и говорим о свойстве вообще.
Мысленное отвлечение от ряда свойств
предметов и выделение одного, нужного
для нас, называется абстракцией. Но если
мы указываем на определенный предмет
или подчеркиваем конкретный признак
этого предмета, то здесь происходит процесс
так называемой конкретизации. Мы говорим,
например, о зеленом цвете обоев в комнате
или высказываем мысль о том, что наш товарищ
обладает большой физической силой. В
том и другом случае мы имеем дело с конкретными
понятиями, хотя они и выражены теми же
словами, как и приведенные выше абстрактные
понятия («цвет», «сила»).

Обобщение. Понятия образуются
у человека в результате процесса
обобщения, т. е. мысленного объединения 
предметов и явлений, имеющих 
общие свойства. Обобщения будут 
правильными, когда предметы и явления 
объединяются по существенному признаку.
Так, мыслить понятие «металл» — 
это значит выделить общие признаки,
которыми обладают железо, сталь, чугун,
медь и др., и объединить их в одном 
обобщающем слове — «металл». Но
не всегда в основу обобщения берется 
существенный признак. Иногда объединение 
происходит по случайным признакам.
Такие ошибки часто допускают 
дети.

 К обобщению прибегает 
писатель, беря некоторые черты 
у отдельных людей и объединяя 
в одном лице, создавая таким 
путём типический образ литературного 
героя. А. М. Горький говорил 
о том, что необходимо очень 
хорошо присмотреться к сотне 
людей какого-либо класса для 
того, чтобы приблизительно верно 
написать портрет одного его 
представителя.

Основные формы 
мышления.

Думая о чем-либо, мы всегда
оперируем понятиями. Понятие — 
это мысль о предмете или явлении,
отражающая общие и притом существенные
его свойства. Если я вижу вещь, которая 
состоит из доски, опирающейся на
четыре ножки, и понимаю, каково назначение
этого предмета, то у меня возникает 
понятие «стол». Отдельные конкретные
признаки в понятии могут не учитываться,
как например цвет стола, размеры 
его, наличие или отсутствие ящиков.

 Понятие отличается 
от представления, которое является 
образом предмета. Когда я представляю 
дом, в котором живу, я мысленно 
вижу именно этот дом, со 
всеми его особенностями (новый, 
из серых кирпичей, пятиэтажный).
Когда же я мыслю: «Дом — 
жилище человека», я не имею 
в виду какой-либо определенный 
дом, а пользуюсь понятием, обобщающим 
любые дома. Поэтому понятие шире,
чем представление. В понятиях 
мы можем выразить го, что невозможно 
представить в наглядном образе.
Так, нам не удается мысленно 
увидеть геометрическую фигуру,
имеющую тысячу углов, но понятие 
«тысячеугольник» имеется, и мы знаем,
что практически такая фигура может существовать.

 Понятия выражаются 
словами. Однако нельзя считать, 
что понятие и слово тождественны.
Во-первых, одно и то же понятие может быть
выражено разными словами. Например, слова
«самолет», «аэроплан» обозначают один
и тот же предмет. Во-вторых, одно и то же
слово иногда выражает разные понятия.
Так, словом «коса» называют заплетенные
волосы женщины и орудие для кошения травы,
а в географии — полуостров в виде узкой
полосы земли, отмели. Наконец, на разных
языках одно и то же понятие обозначается
различными словами (по-русски — стол,
по-английски — the table, по-немецки — der Tisch
и т. д.).

Виды, свойства мышления. Социальная природа мышления — Студопедия

Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.

Таким образом, мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления.



На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.


Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое — на разработку средств реального преобразования окружающего мира. Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. С.Л.Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теоретического мышления.

По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной, структурный и уровень осознанности. Аналитическоемышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез — мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Необходимая предпосылка обобщения — сравнение предметов друг с другом.

Выделение общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам. В единичных суждениях — только к одному. К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно — через умозаключение. Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида.

Свойства мышления:

§ Мышление направленно, оно отвечает на какой-то вопрос; может быть позитивным, может быть негативным, направленным в прошлое, в будущее.

§ Мышление формирует понятия.

§ Мышление необъективно, но логично.

§ Мышление может быть развитым и неразвитым, постоянно развивается.

§ Развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.

Презентация к уроку по обществознанию: Презентация по обществознанию Природа человека, деятельность и мышление

Слайд 1

Природа человека, деятельность и мышление Преподаватель социально – экономических дисциплин ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова » Шурыгина Е.А.

Слайд 2

План урока 1. Проблема происхождения человека 2 . Человеческая деятельность и ее многообразие 3. Мышление и деятельность

Слайд 3

Одна из основных философских проблем — вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире .

Слайд 4

Демокрит: человек часть космоса,«единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.

Слайд 5

Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.

Слайд 6

Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Слайд 7

Фейербах: человек – венец природы.

Слайд 8

Рабле: человек – животное, которое смеется.

Слайд 9

Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно – трудовой деятельности.

Слайд 10

Религиозное представление: 1)божественное происхождение человека; 2)признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных; 3)человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.

Слайд 11

Научные представления о происхождении человека: 1)Биология, анатомия, генетика. 2)Теория естественного отбора. 3)Влияние труда.

Слайд 12

Космическое происхождение (теория палеовизита )

Слайд 14

Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.

Слайд 15

Природные факторы, повлиявшие на выделение человека: Изменение климата. Исчезновение тропических лесов.

Слайд 16

Социальные факторы: Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями). Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани). Регулирование семейно – брачных отношений (экзогамия). Неолитическая революция(переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).

Слайд 17

Отличия человека от животных: Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ. Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности. Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.

Слайд 18

4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. 5) Человек обладает самосознанием.

Слайд 19

Человеческая деятельность и ее многообразие.

Слайд 20

Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Слайд 21

Объект – то, на что направлена деятельность.

Слайд 22

Субъект – то , что или кто ее осуществляет. Цель средство результат

Слайд 23

Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Слайд 24

Потребности: физиологические социальные идеальные

Слайд 25

Деятельность: Практическая – направлена на преобразование существующих объектов природы и общества материально – производственная социально – преобразовательная Духовная – ее содержанием является изменение сознания людей Позновательная деятельность Ценностно – прогностическая деятельность Прогностическая

Слайд 26

Деятельность созидательная разрушительная

Слайд 27

Мышление и деятельность

Слайд 28

Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания.

Слайд 29

Мышление – это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.

Слайд 30

Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах в устной и письменной речи.

Слайд 31

Посредством мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Слайд 32

Анализ как прием мышления есть, мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны.

Слайд 33

Синтез есть мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.

Слайд 34

Сравнение: чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необходимо сопоставить его с другими предметами, выявить сходство или различие между ними.

Слайд 35

Сравнение есть установление сходства или различия предметов.

Слайд 37

Задание:1 Американский писатель Э. Хемингуэй (1899 – 1961гг.) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела». Как вы думаете, под словом «дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

Слайд 38

Задание:2 Подумайте, в чем смысл известной притчи. Прохожий, увидев трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, спросил, что они делают. «Не видишь разве, — сказал первый, — кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», — ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Была ли у них одна и та же деятельность? Или одинаковые действия в трех разных видах деятельности?

Природа мышления. Основы общей психологии

Природа мышления

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — в восприятии — не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.

В действительности уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определенных ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, — пространственных, временных и т. д. Вещи воспринимаются как равные или неравные, большие или меньшие, как определенным образом расположенные, т. е. находящиеся в тех или иных отношениях порядка или последовательности, как предшествующие или последующие и т. д. Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определенных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые «соединены, но не связаны». Для химического элемента не существенна может быть та окраска, которая ему придана: химические реакции или соединения, в которые он войдет, от нее не зависят. Для общественной сущности капиталиста не существен тот внешний облик, в котором он как единичный человек предстал тому или иному рабочему, — черты его лица или фигура. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи или связи по смежности в данной частной ситуации, т. е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимыесвязи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.

Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышлениепоэтому обобщает.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движениемысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление— это опосредованное— основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.

Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии я могу лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции я могу прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, — диалектическоемышление.

Мышлениекак познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуяна нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышлениев действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическаяоперация, как момент или компонент практическойдеятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически — для данного частного случая, но и теоретически — для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение; оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Так прокладывается диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», — пишет Ленин. 116 Развиваясь на основе действия, мышление и служит в конечном счете для организации действия и руководства им.

Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышлениесамо процесс, переходот единичного к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление — это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышленияи мысли.

Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.

Полноценное диалектическое понятие берет явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В «смене» взаимозависимости всехпонятий, в тожестве их противоположностей, в переходаходного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий мышление все глубже проникает в конкретную жизнь действительности, в ее движимое внутренними противоречиями развитие. И именно понятие, а не слово, как этого хотят формалисты, превращающие речевой знак в творца, в «демиурга» мышления, 117 и не общее представление, как этого хотят эмпиристы, сводящие логическое к наглядно-чувственному, — именно понятие является специфическим содержанием мышления.

Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщенному познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятияявляется слово.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческимпроцессом, подчиненным историческим закономерностям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Научное познание и методология.

Основной формой познавательной деятельности человека и основным ее носителем является наука. Наука — это форма духовной деятельности людей и сфера познавательной деятельности человека, направленная на получение объективных знаний и применение их на практике. Как отдельный духовный феномен и социальный институт наука возникает в 17 веке, в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться практически самостоятельно.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на развитие объективных, систематически организованных и разумных знаний о мире. Оно отличается от обычного познания, то есть спонтанного познания, связанного с жизнедеятельностью людей и восприятием действительности на уровне явления. Эпистемология — это учение о научном познании.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и путь, ведущий к нему, то есть метод .Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет-материал, но и свою собственную особую систему методов, обусловленную их теориями и спецификой предмета их исследования. Метод (от греч. Metodos) — это совокупность определенных правил, методов, норм познания и действия. Метод ориентирует субъекта в решении конкретной задачи, в достижении определенного результата в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, правильный метод позволяет сэкономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Методология — это учение о способах построения и развития систем знаний, то есть теория метода, а также это конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурной основой зарождения методологии является появление ориентации на полезную науку, обеспечивающую устойчивый рост знаний. Основные варианты ранней методологии — индуктивный метод Бэкона и дедуктивный метод Декарта.

Уровни научной методологии (в порядке убывания):

1) Общефилософские методы , существующие как абстрактные принципы мышления.К ним относятся диалектические и метафизические методы.

2) Общие методы мышления — абстракция, индукция-дедукция, анализ-синтез, аналогия;

3) Общенаучные методы — наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматические и гипотетико-дедуктивные методы. Они действуют как промежуточная методология между философией и фундаментальными принципами частных наук. На общенаучные термины, такие как информация, модель, система, структура, функция, элемент, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и т. Д.К общенаучным принципам и подходам относятся: системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный;

4) Частные научные методы — методы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках. Это методы механики, физики, химии, биологии, социальных (гуманитарных) наук. В последние десятилетия широкое распространение получили методы междисциплинарных исследований;

5) Специальная техника .

2. Классификация методов научного познания . Научное познание включает два базовых уровня — эмпирический и теоретический .

На эмпирическом уровне преобладает сенсорное познание. Исследуемый объект отражается преимущественно в его внешних связях и проявлениях. Любое эмпирическое исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от латинского factorum — сделано, выполнено) выражает некий фрагмент реальности или познания, знание которого должно иметь достоверность.Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («запись») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация — характерные черты эмпирического познания, направленного непосредственно на изучаемый объект. Осваивается с помощью таких методов и средств, как наблюдение и эксперимент (эти основные методы), сравнение , измерение . Таким образом, эмпирическое познание предполагает формирование научного факта на основе данных научного наблюдения.Научный факт возникает в результате очень сложной обработки наблюдений, их рассуждений, понимания, интерпретации.

Эмпирические методы включают:

1. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной реальности,

2. Описание — фиксация на естественном или искусственном языке информации об объектах,

3. Измерение — сравнение объектов по некоторым схожим свойствам или сторонам.

4. Сравнение — это одновременное корреляционное исследование и оценка свойств или атрибутов, общих для двух или более объектов.

5. Эксперимент — наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, позволяющее восстановить ход событий с повторением условий. Эксперимент не всегда подходит для изучения объектов микромира и мегомира. Поэтому в современной науке отводится особая роль моделированию .Модель заменяет реальный объект, воспроизводя его особенности. Построение и исследование модели дает возможность выявлять и анализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир.

Теоретическое познание отражает явления и процессы на основе их внутренних связей и паттернов, постигнутых рациональной обработкой эмпирических знаний. Эта обработка осуществляется посредством абстракции более высокого порядка с помощью таких мыслительных устройств, как абстракция , обобщение , анализ и синтез , индукция , дедукция , аналогия .

Теоретические методы включают:

1. Формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

2. Аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом — утверждений, доказательство истинности которых не требуется.

3. Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному — движение научной мысли от исходной абстракции к результату — целостному воспроизведению в теории изучаемого объекта.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна, они переходят друг в друга.

Общие критерии оценки методов.

Научные методы оцениваются по следующим критериям:

научный характер метода,

эффективность метода,

эконом,

простота и надежность,

допустимость

безопасность.

3. Формы научного знания. Научное знание на теоретическом уровне имеет форму научной проблемы, гипотезы, теории, а также принципов, законов, парадигмы.

К основным, ключевым моментам построения и развития знания относится связка «научная проблема — гипотеза — теория».

Научная задача — это научная задача, которая уже сформирована, но не решена или неизвестна.

Гипотеза — это форма знания или теоретическая модель объекта, которую необходимо проверить на практике.

Теория — это практически подтвержденная гипотеза, относительно гармоничное знание процесса. Теория — наиболее развитая форма научного знания. Ключевым элементом теории является закон, поэтому теорию можно рассматривать как систему законов, выражающую сущность изучаемого объекта.

:

.

Познание и практика

Единство познания и практики.
Основная форма, в которой проявляется человеческая жизнь, — это
деятельность — чувственно объективная, практическая и
интеллектуальный, теоретический. Человек — существо активное, а не
пассивный наблюдатель на «пиршестве» жизни. Он влияет
вещи вокруг него, придает им формы и свойства
необходимо для удовлетворения исторически сложившихся социальных и личных
потребности. Человек не просто населяет природу, он также
меняет это.Было потрачено неизмеримое количество человеческого труда.
затрачено на его преобразование. Люди осушили болота,
возводил плотины, строил заводы и создавал чрезвычайно сложные
орудия труда.

Человечество превращает богатства природы в то, чем
культурно-исторической жизни общества. На сколько
столетия сделали вспышку молнии в ночи причиной
разрушения и устрашить воображение человека, заставляя его
падать ниц на землю при каждом ударе молнии! Но человек
победил и дисциплинировал электричество, заставив его служить
интересы общества.Послушно вспыхивает молния
лаборатории, освещает улицы и дома, устанавливает станки
и поезда в движении.

По мере развития общества его труд оказывает все большее влияние на
изменяя окружающую среду, наделяя ее новыми свойствами,
забирайте его все дальше и дальше от его девственного состояния.

Практика материальна, чувственно объективна, целеустремленна
деятельность, направленная на
овладеть и преобразовать природное и социальное
объекты и составляющие универсальную основу, мотив
сила развития человеческого общества и
знание.Практика многогранна и разнообразна.
уровни. Под практикой мы понимаем все формы чувственно объективного
Человеческая активность. Но основные формы человеческого практического
деятельность — это производство материальных благ, труда и
также революционная активность масс с целью
изменения общественных отношений, их участие в
общественно-политическая жизнь, классовая борьба и социальная
революции. Чувственно объективная научная деятельность
вовлечение в процесс использования инструментов и оборудования
наблюдения и эксперимента — это тоже форма практики.

Как основной способ человеческого социального существования решающая форма
самореализации человека в мире практика представляет собой сложный
и целостная система. Он включает, прежде всего, такие элементы, как
потребность, цель и целенаправленная деятельность в виде отдельных
действия, а также объект, на котором эта деятельность
целевые, средства, с помощью которых достигается цель и,
наконец, результат деятельности.

Социальная практика образует единство с познавательной деятельностью, с
теория. Это источник научного познания, его мотив
силы, она дает познанию необходимый фактический материал для
обобщение и теоретическая обработка.Люди начали не
от размышлений о мире, но от деятельности, усвоения
объекты внешнего мира посредством
практика. Сила открытий людей сначала зависела от
насколько они действовали на практике и сами были
под влиянием внешнего мира. Суть вещей была
раскрывается через формы и способы человеческого практического
деятельность. Очень познавательные способности человека сформированы и
развился в реальном процессе социальной практики, которая
определили структуру, содержание и направленность человеческого
подумал.На ранних этапах человеческого развития процесс
познания воспроизведены приемы практических действий
непосредственно, что затем послужило основой для логических
операции. Познание возникло и развивалось, потому что оно обеспечивало
выживание общества и
стала жизненно важной общественной ценностью. Народный практический
производственная деятельность явилась фундаментом для появления
естественные науки. Например, необходимость пересечь моря
возникла астрономия, геометрия возникла из потребностей
сельское хозяйство, медицина от нужд здоровья и так далее.

В конечном итоге именно практика предопределяет
выбор объектов научного исследования. Жизненные потребности
общества и отдельных людей направляют исследовательскую деятельность. Производство
выступает в качестве основного потребителя результатов научных исследований.
познание и поставщик технических средств для этого,
инструменты и оборудование, без которых исследования
практически невозможно.

Следовательно, практика не только стимулирует познание, но и
создает условия для этого.Успех в
наука зависит не только от таланта ученого,
интеллект и воображение, но о существовании
необходимое оборудование. Развитие технологий
предоставил науке мощные средства экспериментального исследования
вплоть до компьютеров, синхрофазотронов и космоса
корабли. Электромагнитные и внутриатомные процессы стали
цели исследования только тогда, когда общество достигло высокого уровня
производства, которые предоставили науке средства для
исследуя эти явления.

Все более смелое практическое применение естественного и
социальные науки создали механизм обратной связи между
науки и практики, что стало решающим фактором в
выбор множества основных каналов исследования. Например,
разработка спутников и космических кораблей как новых средств
астрономические наблюдения не только улучшили исследования
солнечной системы на ведущее место среди проблем
астрономия; он также заложил основу новой науки,
экспериментальная астрономия, имеющая много общего с
геофизика.Астрономы приобрели способность
«прикоснуться» к окрестностям Солнца и наблюдать за различными
потоки частиц, которые он отправляет в окружающее пространство.

Научное знание имеет практическое значение, только если оно
реализовано в жизни. Практика — это арена, где знания
демонстрирует свою силу. Конечная цель познания — не
знания сами по себе, но практическое преобразование
реальность, чтобы удовлетворить материальные и духовные
потребности. Практическая реализация идей, их преобразование
в объективный мир — это процесс
объективация.Знания объективированы не только в
языковые формы, но и в материальной культуре. Это также
значительный практический смысл. С практической деятельности
подразумевает осознание, интеллектуальный принцип является одним из его
основные компоненты. Любая теория, разделяющая материал и
духовная деятельность чужда диалектическому материализму.
Эти два образуют единство. Знания существуют только в головах людей;
это там и только там, к лучшему или худшему, что
познание происходит, тогда как все, что становится реальностью
это практика.Практическая деятельность осуществляется с помощью
материальный означает и создает материальные продукты, тогда как
духовная, интеллектуальная деятельность оперирует образами,
концепции и генерирует мысли и идеи. Процесс
Практическое влияние на мир материально и идеально.

Теория и практика составляют единство, в котором практика имеет
изначально решающая роль.

Однако мы знаем, что практическое преобразующее отношение человека к
объективная реальность невозможна без точного отражения
объекты, их свойства и отношения.Теория отнюдь не
ограничивается простым обобщением практики, которая
уже состоялось. Он творчески работает над эмпирическими
материал и тем самым открывает новые перспективы развития
практики. В отношении практики теория играет
программирование, интеллектуально-просветительская роль. Практика
предшествует теории. Это становится особенно ясно, как только мы
поднять вопрос о происхождении знания. это
знаменательно, что на языке племен, у которых есть только
недавно вышедшие из племенной системы вещи обозначены
теми же словами, что и человеческие действия.На самых ранних стадиях
развитие науки, когда эмпирическое мышление человека было
делая свои первые робкие шаги, знания действительно формировались
в основном на основе обобщения прямых практических
операции с объектами. На уровне научной мысли,
однако этот способ накопления знаний не может быть основным
один, хотя он может применяться на определенных этапах
исследование. Здесь есть колоссальный рост возможности
и необходимость мысленного, теоретического использования идеальных моделей
вещи, их свойства и отношения без прямого
прибегают к практике.По мере того как мысль становится более сложной,
наука развивается, связь между познанием и практикой
становится все более опосредованным, и человеческий прогресс делает это
посредничество все более сложное и многоступенчатое. В то время как практика
раньше шли впереди теории сейчас, напротив, теория
все больше и больше предвосхищает практику и освещает ее
путь вперед. Знания, кажется, обретают форму над практикой и
находит свое воплощение и подтверждение на практике. Это
открыл много возможностей для теоретической мысли сломать
за пределы прямого опыта и сделал возможным
очень долгосрочное видение практики в будущем.Цепи
посредничество между теорией и практикой стало длиннее и
дольше, и первая ссылка может быть через столетие
с последнего. Паттерны взаимодействия с объектами встречаются
в механике Архимеда, Леонардо да Винчи и Галилея
были напрямую спроектированы на производстве
ситуации своего времени, но этого уж точно нельзя сказать о
теории относительности или квантовой механики, для
пример.

Внутренняя логика развития
познание.

Под этим мы подразумеваем стимулы, которые появляются в реальном процессе.
познания, когда одно открытие ведет к другому и
развитие одной науки способствует энергичному развитию другой
сферы.Это также видно по влиянию некоторых идей.
на других, методы одной науки на других, одних умов
на других.

Общество обязано знать о мире больше, чем оно может
использовать в данный момент. Наука должна напоминать айсберг. это
видимый пик всегда должен быть меньше части, скрытой под
вода. Утилитарные возражения против чистой теории могут быть
со скидкой. Теория обычно приносит не немедленную пользу, а
духовная ценность, которая рано или поздно приобретет прямую
полезность.Когда, например, мы говорим об общем
физическая картина мира или общая теория поля, или
происхождение материи, науке не нужно извиняться за
быть слишком абстрактным. Не все движения теоретического
мысль должна быть оправдана немедленной отдачей. За
Например, тысячи ученых в сотнях лабораторий
во всем мире исследуют поведение, свойства и
взаимодействия элементарных частиц, которые еще не
использовались на практике. Экспериментаторы и теоретики
делать неожиданные открытия, проводить гениальные эксперименты
мнений, выдвигая смелые гипотезы, споря друг с другом в
поиск закономерностей строения и движения
дело.

Познание сил природы и общества обязательно
рано или поздно последует практическое освоение
эти силы. Не бывает бесполезного
открытие. Нет ничего практичнее настоящего
теория. Когда люди спрашивают о возможных практических
применение любого нового открытия, вспоминается фарадеевский
ответьте на вопрос о практическом значении
электромагнитная индукция, которая
он обнаружил. Как можно
сказать,
он ответил, каким мужчиной вырастет мальчик?
Никто не может предсказать конечный результат любого научного
открытие.История науки говорит нам, что были
много случаев, когда открытие становится краеугольным камнем целого
отрасль техники.

Научные исследования проходят в несколько этапов, некоторые из которых
для насущных нужд практики (решение сегодняшних
тактические задачи), а другие нацелены на
более далекие перспективы. Это верхние этажи
научное исследование. Они ориентированы на решение стратегических
проблемы, раскрывающие все более широкие возможности для
практика будущего, внесение фундаментальных изменений в
существующая практика.

Узкий практицизм может быть вреден для науки, особенно ее
фундаментальные теоретические кафедры. Это ограничивает научные
мысль, ограничивая ее пределами объекта исследования,
которые важны только для исторически преходящих форм
практики и, таким образом, сокращает диапазон и содержание
исследовательская деятельность. И наоборот, когда научная мысль не
скованный такими пределами, он способен открывать в
свойства и отношения объекта, которые в перспективе предлагают
возможность его гораздо более разнообразного практического использования.

После создания своей логической основы научная теория приобретает
способность к саморазвитию и воспроизведению свойств
и отношения вещей, которые еще не входят в сферу
практики и чувственного познания, или это будет только в
будущее. Развитие науки в любой данный период
зависит от мыслительного материала, унаследованного от прошлых родов
решений, из теоретических проблем, которые уже были
заявил. Научное развитие имеет относительную независимость
благодаря необходимости, основанной на потребностях познания
себя, систематизировать знания, разбить его ветви
в различные взаимодействующие дисциплины, благодаря необходимости
интеллектуальное общение и свободный обмен мнениями.Много
открытия не были напрямую вызваны практикой, а только
позже стал источником новой практики, т. е. открытия
рентгеновских лучей, радиоактивности и так далее. Общая теория
теория относительности возникла не благодаря неизвестным до сих пор
эксперименты, пролившие новый свет на сущность гравитации,
но с помощью чисто теоретического анализа системы
знания, которые уже сложились в физике. В
предсказанные экспериментальные доказательства появились лишь на более позднем этапе.

Открытия возникают частично в результате решения
внутренние противоречия в самой научной теории, и
появляются до того, как практический спрос на них осознанно
оценен.Иногда новая потребность возникает под влиянием
того или иного открытия или изобретения. Но довольно часто
все наоборот. Несмотря на интенсивные практические потребности
общество, наука не может дать ответ и потребность
остается неудовлетворенным. На каждом этапе развития
общественная практика связана с уровнем теории, который
была достигнута, какой бы плохой она ни была.

Идеальные стимулы к знаниям.
Что толкает людей в джунгли неизведанного?
Поиск знаний не зависит от практики.это
результат внутреннего стремления ума искать истину. В
ученый изучает природу не только потому, что его исследования дают
полезные результаты, но еще и потому, что они приносят ему удовлетворение.

Материальные стимулы играют немаловажную роль
в развитии науки; но моральные стимулы, идеальные
стимулы, играют еще большую роль. Такие стимулы включают
желание облегчить людям труд, просветить,
реорганизовать общественные отношения в интересах общества, доставлять удовольствие
в процессе творчества, завоевания славы и так далее.В
осознание своего долга перед обществом и желание служить
интересы человечества стимулировали творческую деятельность
многие ученые. Работа Маркса о Капитале
представляет собой впечатляющий пример. В одном из
его письма
он написал: «… ну почему я тебе не ответил?
Потому что я постоянно парил на краю
могила. Следовательно, мне пришлось использовать каждые
момент, когда я смог работать, чтобы закончить свою книгу,
которому я пожертвовал здоровьем, счастьем и семьей.я
верю, что мне не нужно ничего добавлять к этому объяснению. я
смейтесь над так называемыми «практичными»
мужчины с их мудростью. Если
кто выбрал быть волом, можно, конечно, повернуться спиной
о страданиях человечества и заботиться о своих
кожа. Но я действительно должен был считать себя
непрактично, , если бы я отключился без
полностью заканчиваю свою книгу, по крайней мере, в
рукопись «[1]

Ученый действительно может увлечься приключениями
исследуя неизвестное. Радость ему от творчества доставляет,
в случае успеха он видит самые глубоко скрытые
перед ним открываются секреты мира.Он видит
раскрыты тайны происхождения Вселенной. Он видит свой
собственный разум, обнаруживая цель и порядок там, где это было раньше
он не мог воспринимать ничего, кроме хаоса. Это чувство
можно описать как философское наслаждение. И эти
стимулы к творчеству действительно играют огромную роль; но это
было бы неправильно их абсолютизировать.

Идеальные стимулы не являются движущей силой, они
производная. Они имеют объективную основу и выражают реальную
потребности общества. Даже гениальный ученый — дитя
его возраст, потребности которого в конечном итоге определяют характер его
виды деятельности.Но в ходе исторической истории человечества
познание развития становится относительно независимой потребностью,
ненасытная жажда знаний, любопытство, которое
к совершенно бескорыстному интересу к творчеству.

Знание начинается с чуда. Тот, кто не удивлен
что-либо обнаруживает только тот факт, что он потерял способность
мыслить творчески. Для настоящего исследователя открытие
что-то удивительное — всегда радостное событие и свежий
стимул к работе. Самое замечательное то, что мы
способны испытать тайну неизвестного.Правда
ученого непреодолимо привлекает чистая красота
логической научной теории, благодаря удивительной изобретательности
экспериментальные техники и решения для дразнить
загадки природы, общества и самой мысли. «Даже
самый беспристрастный ученый в то же время человек
бытие; он хотел бы быть прав, чтобы увидеть его интуицию
подтверждено; он хотел бы сделать себе имя, быть
успех. Такие надежды являются поводом для его работы, как и
жажда
знания «[2]

Всепоглощающее стремление к знаниям — одна из мыслящих
самые сокровенные потребности человека.Это как демон, он набрасывается на
ученого и заставляет его отчаянно искать
истины. Под влиянием этого демона люди накапливают знания
и создавать произведения искусства, совершенно не заботясь о практических
цели и соображения. Большинство из нас читали биографии
таких искателей истины и знают, какой обычно была их судьба. В
отстаивая истину, они рисковали своей репутацией, они были
преследовали, обвиняли в шарлатанстве. Многие умерли в нищете. Это
верно было сказано, что он не может стать апостолом истины
которому не хватает смелости быть его мучеником.

История науки изобилует духом бескорыстия.
поиски. Пионеры науки! Для них поиск истины
было смыслом всей их сознательной жизни. Они сделали нас
мудрее и просвещеннее. Они были мучениками во имя
человечество, распятое ради нас, чтобы мы могли подняться
немного выше. Мы должны помнить о них с благодарностью.

.

Наша концепция критического мышления

Bookmark this page

Переключить навигацию

Bookmark this page
Bookmark this page

  • Книжный магазин
  • Пожертвовать
  • Авторизоваться
  • Членство
  • Моя учетная запись
  • Просмотр корзины
  • Главная

  • Начни здесь

    • Критическое мышление: с чего начать
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Факультет колледжей и университетов
    • Студенты колледжей и университетов
    • Учителя средней школы
    • Учителя младших классов средней школы (6-9)
    • Учителя начальной школы (4-6)
    • Педагоги начальной школы (K-3)
    • Наука и техника
    • Профессиональное и личностное развитие
    • Сестринское дело и здравоохранение
    • Домашняя школа (классы K-12)
    • Изучите элементы и стандарты
  • Насчет нас

    • Наша миссия
    • Международный центр оценки мышления высшего порядка
    • Блог критического мышления докторов.Старейшина и Носич
    • Наша команда докладчиков
    • Стипендиаты Фонда
    • Разрешение на использование нашей работы
    • Создайте критическое мышление.Счет организации
    • Взносы в фонд критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Карта сайта
    • Свяжитесь с нами — Офисная информация
    • Отзывы
    • Центр критического мышления
    • Национальный совет по вопросам критического мышления
  • Библиотека

    • Основная библиотека ресурсов по критическому мышлению
    • О критическом мышлении
    • Основы критического мышления
    • Ричард Пол Классическая антология
    • Документирование проблемы
    • Инструкция для высшего образования
    • Стратегии и образцы обучения для K-12
    • Студентам
    • Проблемы критического мышления
    • Вопросительный разум
    • Чтение задом наперед: классическая книга онлайн
  • Профессиональное развитие

    • Профессиональное развитие критического мышления
    • Индивидуальные вебинары и онлайн-курсы для преподавателей
    • Сертификация подхода Пола-Элдера к критическому мышлению
    • Институты, использующие наш подход к критическому мышлению
    • К-12 Инструкция
    • Высшее образование
    • Тренинг критического мышления для полицейских
    • Деловые и профессиональные группы
    • Онлайн-курсы для инструкторов
    • Состояние критического мышления сегодня
    • Модель профессионального развития для K-12
    • Модель профессионального развития — Колледж и университет
    • Описание мастерской
    • Программа наставничества
    • Форма запроса информации об обслуживании
  • Исследование

    • Исследования Центра критического мышления
    • Инициатива городского сельского хозяйства Северо-Западного Арканзаса
    • Обучение критическому мышлению в средних школах Большого Лос-Анджелеса
    • Критическое мышление в Оксфордском учебном пособии
    • Обучение навыкам критического мышления учащихся четвертых классов, признанных одаренными и талантливыми
    • Substantive Critical Thinking, разработанная Фондом критического мышления, доказала свою эффективность в повышении результатов тестов SAT и ACT…
    • Исследование 38 государственных университетов и 28 частных университетов с целью определения акцента преподавателей на критическое мышление в обучении
    • Влияние универсальных элементов и стандартов рассуждения Ричарда Пола на композицию в двенадцатом классе
    • Влияние модели критического мышления на успеваемость учащихся…
    • Критическое мышление: уроки инициативы непрерывного профессионального развития в лондонской общеобразовательной средней школе
  • Конференции и мероприятия

    • Календарь событий в области критического мышления
    • 40-я ежегодная международная конференция по критическому мышлению
    • Веб-семинары
    • Архив конференций
    • Архив мастерской
    • Архив Академии стипендиатов
    • Архив Академии
    • Главное меню конференции

.

РЕКУРСИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МЫСЛЬ | Edge.org

NEW YORKER
16 апреля 2007 г.

В этом выпуске Джон Колапинто сообщает о своем посещении племени пираха в тропических лесах на северо-западе Бразилии. Вот портфолио с фотографиями поездки Мартина Шёллера и одним снимком Шёллера за работой, сделанное его помощником Маркианом Лозовчуком.

СЛАЙД-ШОУ
APART TRIBE


РЕПОРТЕР БОЛЬШОЙ
Переводчик
Джон Колапинто

Неужели далекое амазонское племя изменило наше понимание языка?

Дэн Эверетт считает, что Пираха подрывает идею Ноама Хомского об универсальной грамматике.

[ED. ПРИМЕЧАНИЕ: Благодарим New Yorker за предоставление ссылки на статью Джона Колапинто.]

ЧИКАГО ТРИБУНА
10 июня 2007 г.

Язык до глубины души
Рон Гроссман

NORMAL, Иллинойс. Чтобы получить представление о шумихе, охватившей в настоящее время лингвистов, обитателей обычно тихого угла башни из слоновой кости, предположим, что школьный учитель физики нашел дыру в теории относительности.

Студенты, изучающие язык, считают Ноама Хомского Эйнштейном своей дисциплины.Лингвистика — очень старая наука, но начиная с 1950-х годов Хомский настолько произвел революцию в этой области, что лингвисты называют время до его работы как до н.э. или до Хомского.

Им, возможно, придется добавить еще один маркер: A.D. после Дана.

Дэниел Эверетт, преподаватель Университета штата Иллинойс, провел полевые работы среди крошечного племени в Амазонии. Он сообщает, что их непонятный язык лишен фундаментальной характеристики, которая, согласно теории Хомского, лежит в основе всего человеческого языка.

Этим заявлением Эверетт противопоставил себя гиганту в этой области, а скромный ISU — элитным университетам страны. В процессе он привлек внимание страны к этой загадочной области и вовлек ученых всего мира в битву, которая разыгрывается снова и снова на конференциях и семинарах — в конце концов, это академическое сообщество. …


ЖУРНАЛ ПРОСПЕКТ
30 июня 2007 г.

Вызов Хомского
Универсальная грамматика — самая важная теория в лингвистике.Опроверг ли это язык одного племени?

Филип Олтерманн

В 2005 году американский антрополог Дэниел Эверетт опубликовал в журнале Current Anthropology статью, в которой он представил свои взгляды на жизнь пираха, полученные за годы, проведенные в этом племени. Эверетт утверждал, что культура пираха уникальна: она полностью сосредоточена на непосредственном опыте, ей не хватает базовых навыков чисел, словаря цветов, прошедшего совершенного времени и мифа о творении….

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *