Разное

Образ это в психологии: Образ (психология) — Карта знаний

04.12.2020

Содержание

А.Н. Леонтьев. Психология образа: Psychology OnLine.Net

А.Н. Леонтьев. Психология образа

Добавлено Psychology OnLine.Net

14.02.2009 (Правка 25.11.2009)

Как известно, психология и психофизиология восприятия характеризуются, пожалуй, наибольшим числом исследований и публикаций, необозримо огромным количеством накопленных фактов. Исследования ведутся на самых разных уровнях: морфофизиологическом, психофизическом, психологическом, теоретико-познавательном, клеточном, феноменологическом («фонографическом» – К.Хольцкамп) (Holzkamp K. Sinnlliehe Егkеnntnis: Нistorischen Upsprung und gesellschaftliche Function der Wahrnehmung. Frankfurt/ Маin, 1963.), на уровне микро- и макроанализа. Изучаются филогенез, онтогенез восприятия, его функциональное развитие и процессы его восстановления. Используются самые разнообразные конкретные методы, процедуры, индикаторы. Получили распространение разные подходы и интерпретации: физикалистские, кибернетические, логико-математические, «модельные». Описано множество явлений, в том числе совершенно поразительных, остающихся необъясненными.

Но вот что знаменательно, по признанию самых авторитетных исследователей, сейчас не существует никакой убедительной теории восприятия, способной охватить накопленные знания, наметить концептуальную систему, отвечающую требованиям диалектика- материалистической методологии.

В психологии восприятия, по существу, в неявной форме сохраняются физиологический идеализм, параллелизм и эпифеноменализм, субъективный сенсуализм, вульгарный механицизм. Не ослабевает, а усиливается влияние неопозитивизма. Особенно большую опасность для психологии представляет редукционизм, разрушающий сам предмет психологической науки. В результатов работах, претендующих на широкий охват проблемы, торжествует откровенная эклектика. Жалкое состояние теории восприятия при богатстве накопленных конкретных знаний свидетельствует о том, что сейчас создалась острая необходимость пересмотреть то принципиальное направление, в котором движутся исследования.

Конечно, все советские авторы исходят из фундаментальных положений марксизма, таких, как признание первичности материи и вторичности духа, сознания, психики; из положения о том, что ощущения и восприятия являются отражением объективной реальности, функцией мозга. Но речь идет о другом: о воплощении этих положений в конкретном их содержании, в практике исследовательской психологической работы, об их творческом развитии в самой, образно говоря, плоти исследований восприятия. А это требует коренного преобразования самой постановки проблемы психологии восприятия и отказа от ряда мнимых постулатов, которые по инерции в ней сохраняются. О возможности такого преобразования проблемы восприятия в психологии и будет идти речь.

Общее положение, которое я попытаюсь сегодня защищать, состоит в том, что проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира. (Замечу, кстати, что теория отражения по-немецки Вi1dtheorie, т. е. теория образа.) Марксизм так и ставит вопрос: «… ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека, – писал Ленин, – принимается за образ объективной реальности» (Ленин В. И. Полн, собр. соч., т. 18, с. 282-283.).

Ленин сформулировал и чрезвычайно важную мысль о принципиальном пути, по которому должен идти последовательно материалистический анализ проблемы. Это путь от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу. Противоположный же путь, подчеркивает Ленин, есть путь, неизбежно ведущий к идеализму (Там же, с. 52.)

Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах). Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования.

Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: трехмерное пространство и время (движение), которое представляет собой «объективно реальные формы бытия» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 181.).

Это положение отнюдь не должно оставаться для психологии только общефилософской предпосылкой, якобы прямо не затрагивающей конкретно-психологическое исследование восприятия, понимание его механизмов. Напротив, оно заставляет многое видеть иначе, не так, как это сложилось в рамках буржуазной психологии. Это относится и к пониманию развития органов чувств в ходе биологической эволюции.

Из приведенного марксистского положения вытекает, что жизнь животных с самого начала протекает в четырехмерном предметном мире, что приспособление животных происходит как приспособление к связям, наполняющим. мир вещей, их изменениям во времени, их движению; что, соответственно, эволюция органов чувств отражает развитие приспособления к четырехмерности мира, т. е. обеспечивает ориентировку в мире, как он есть, а не в отдельных его элементах.

Я говорю это к тому, что только при таком подходе могут быть осмыслены многие факты, которые ускользают из зоопсихологии, потому что они не укладываются в традиционные, по сути атомарные, схемы. К числу такого рода фактов относится, например, парадоксально раннее появление в эволюции животных восприятия пространства и оценка расстояний. То же относится к восприятию движений, изменений во времени – восприятию, так, сказать, непрерывности через прерывность. Но, разумеется, к

Психический образ и его основные характеристики — КиберПедия

Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психический образ могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Они несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психический образ возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а в результате активного их построения, в котором существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ обеспечивает систему движений.

На этом рисунки при рассмотрении вертикального ряд изображений фигура в центре интерпретируется как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда — как буква В. Одна и га же фигура воспринимается по-разному в зависимости от того, в какой системе понятий она осмысливается.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности; они многомерны — функционируют в контексте данной деятельности (рис.).

В психических образах актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность действовать с ними, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость — он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Отражение мира в образах опосредовано у человека его общественно-трудовой сущностью. Мир человека — очеловеченный мир. Образы мира категориальны, они охватываются понятиями. Действительность и осознается человеком постольку, поскольку охватывается системой доступных ему понятий. (Как говорил древнегреческий философ Протагор, «человек — мера вещей».)

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Психические образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному относятся к ней.


Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько целика, что мы даже «видим» несуществующие грани треугольников.

То, что мы воспринимаем, зависит не только от того, что находится перед нами, но и от нашей психической активности и психической организации. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. С другой стороны, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, но которые должны быть у него в данной ситуации (рис.).

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

Итак, психика, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями. Идеальность психического образа есть не что иное, как представленность в нем общественно-исторического опыта, теоретически обобщенного в системе понятий.

Психический образ в этом смысле представляет собой именно способность живого существа как субъекта поведения, и эта способность выступает как определенная реальность, отличающая живое существо, выработавшее данный образ, от такого же живого существа, у которого этого образа нет. Тем самым появляется возможность говорить о существовании некой субъектной, а лучше, субъективной духовной реальности, присущей именно данному живому существу и обнаруживаемой в определенных актах поведения. [1]


Итак, психический образ строится живым существом в процессе активного взаимодействия с внешним миром и по своему содержанию является отражением свойств, связей и отношений внешнего мира, освоенных субъектом психики в процессе взаимодействия с миром. Образ не есть результат пассивного созерцания, фиксации, регистрации действительности. Он формируется в процессе активной поисковой, ориентировочной деятельности во внешнем мире, и показателем, критерием его наличия у живого существа является способность этого живого существа совершать определенные действия по отношению к внешнему миру, решая тем самым свои жизненные задачи, добиваясь своих жизненных целей. Схема действия во внешнем мире, если угодно, траектория движения во внешнем мире, представляющая собой содержание образа, закрепляется, кодируется при этом в нейродинамических структурах. [2]

Именно благодаря этому психический образ и является образом, схемой предстоящей живому существу действительности, а не просто результатом мобилизации внутренних регулятивных ресурсов. Нельзя поэтому сводить психический образ к нейродинамической модели, которая является физиологической основой этого образа. Формируя образ, скажем образ того пути, который должен быть пройден, чтобы достичь требуемого пункта, мы сначала осуществляем какую-то внутреннюю работу, приводящую к закодированию этого образа в нервной ткани. Если мы опять вынуждены проделать этот путь, мы проследим его на местности, что будет свидетельствовать о закодированное этого образа в мозгу. Однако само это закодирование, воплощение образа в нервной ткани, в динамике происходящих в ней процессов возможно потому, что живое существо осуществляло ориентировочную деятельность по прослеживанию пути в реальном мире. Поэтому-то и сам образ проецируется в этот мир. [3]

Это идеальное представление реального трактора в моей психике являет собой психический образ трактора. А каким должен быть психический образ народного хозяйства. Пусть не всей страны, а хотя бы, например, одного небольшого города. Как он создается, ведь нельзя непосредственно посмотреть на экономику города как на трактор. [4]

Однако все это представляет собой необходимое, но недостаточное условие для построения психического образа. Основанием для его построения, то есть интегратором уже имеющихся ресурсов отражения, их синтезирования для решения возникшей задачи является реальное ориентировочное движение в действительности. Образ как результат психического отражения строится благодаря установлению, прослеживанию живым существом новых для него отношений и связей между явлениями внешнего мира, которые выделяются субъектом психического отражения в качестве средства решения стоящей перед ним задачи. [5]

Эта ориентировочная деятельность по обследованию реальной объективной ситуации и является основой психических форм регуляции поведения и возникновения осуществляющих такую регуляцию психических образов. [6]

Итак, мы употребляем слово рефлексия в расширенном смысле, так как включаем в него всю сложную структуру многократных психических отражений себя и других. Всякое обладание психическими образами себя и других людей мы называем рефлексией, сами эти образы — рефлексивными образами, структуру этих образов — рефлексивной структурой, а анализ литературы, выявляющий рефлексивные структуры персонажей, — рефлексивным анализом. [7]

Именно благодаря этому психический образ и является образом, схемой предстоящей живому существу действительности, а не просто результатом мобилизации внутренних регулятивных ресурсов. Нельзя поэтому сводить психический образ к нейродинамической модели, которая является физиологической основой этого образа. Формируя образ, скажем образ того пути, который должен быть пройден, чтобы достичь требуемого пункта, мы сначала осуществляем какую-то внутреннюю работу, приводящую к закодированию этого образа в нервной ткани. Если мы опять вынуждены проделать этот путь, мы проследим его на местности, что будет свидетельствовать о закодированное этого образа в мозгу. Однако само это закодирование, воплощение образа в нервной ткани, в динамике происходящих в ней процессов возможно потому, что живое существо осуществляло ориентировочную деятельность по прослеживанию пути в реальном мире. Поэтому-то и сам образ проецируется в этот мир. [8]

Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Как и идеальность психического образа, идеальность смысла и значения знаков, знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в данной системе культуры. [9]

Это идеальное представление реального трактора в моей психике являет собой психический образ трактора. А каким должен быть психический образ народного хозяйства. Пусть не всей страны, а хотя бы, например, одного небольшого города. Как он создается, ведь нельзя непосредственно посмотреть на экономику города как на трактор. [10]

Коллективное бессознательное — хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. Согласно Юнгу оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее, врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например столкновение с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасностью, несправедливостью. [11]

В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии. [12]

Первые шаги в психологии были сделаны автором под руководством профессора Ю. Б. Гиппенрейтер, а первые экспериментальные исследования были выполнены под руководством профессора В. П. Зинченко, постоянный интерес которого к проблемам психического образа и движения во многом определил выбор предмета экспериментального изучения — операции мысленного вращения образов. [13]

Как показывают психологические исследования, уже на уровне простейших познавательных процессов восприятия объектов внешнего мира и регуляции элементарных сенсомоторных действий активность субъекта проявляется в полной мере. Наряду с внешним воздействием того или иного объекта на органы чувств необходим встречный процесс активности субъекта познания в виде, например, движений глаз или руки, в ходе которых совершается перевод внешних воздействий ( например речи преподавателя или текста учебника) в психический образ, в знание человека о внешнем мире. Таким образом, для понимания особенностей познавательной деятельности необходимо знание не только природы внешних раздражителей или устройства органов чувств, но и типа активности субъекта, опосредующей его связи с внешним миром. [14]

Высшие коды, почти лишенные термодинамических эквивалентов, образуют основу интеллектуального общения ( Л. А. Николаев, 1969, стр. Психический образ, мысль — это высший код; это не сигнал информации, а информация как таковая, освобожденная как бы от своего материального носителя; в такой освобожденное она выступает во всяком случае для личности ( Д. А. Дубровский, 1971, стр. [15]

 

Структура психики.

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики.
Структура психики
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, проявляющаяся у человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику (часть психики человека, отражающая внешнюю по отношению к организму реальность), эндопсихику (часть психической реальности, отражающая состояние организма человека) и интропсихика (часть психики, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны).

Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа

Образ, прежде всего перцептивный, восприятие. Но образ имеет не один вариант. Скажем, в английском. Есть два разных слова, которые по-русски переводятся одинаково. Первое – индивидуально-конкретный образ. По латыни перцепт. Обладает качествами сенсорный, константный, предметный, индивидуальный. Второе – обобщенный образ, с английского имидж. В слове воображение обобщенный образ. Иногда называют «образ тип», «конкретный представитель класса объектов», «визуальное понятие».
Смотрим классификацию телосложений по Кречмеру и видим там фотографию. На ней человек, т.е. индивидуально-конкретный образ, но нам его представляют как представителя определенного класса, данного типа телосложения. Это есть обобщенный образ. Образ может оставаться конкретным, но являться при этом обобщенным.
Функция индивидуально-конкретного образа — изображение объекта. Функция обобщенного образа – символ, способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия в этой реальности. Символ это способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия субъекта.
Скажем, когнитивная карта по Толмену – это конечно и изображение местности, но на самом деле это и нечто более важное, это способ представить реальность, в которой я действую. Здесь образное представление выступает и в символической функции. Обычно функцию символа поясняют ещё и так – это возможное средство решения познавательной творческой задачи.
Ученые часто открывают что-то новое в форме образа. Хрестоматийный пример Кекуле. Он размышляет над тем, как должны быть организованы атомы углерода. Спокойная обстановка, человек задремал. Наблюдается перцептивная активность – перед мысленным взором, в полудреме остаются изображение огня на сетчатках глаз. Это не просто линии, а образы приобретают предметность. Это как бы танцующие змейки. Змейки пытаются укусить себя за хвост. Дрёма уходит он зарисовывает кольцевую структуру. С одной стороны галлюцинаторное изображение животного, а с другой наглядный принцип решения творческой задачи. Визуальное понятие и символ решения.
Теперь можно различить также образы прошлого и будущего. По вертикали мы либо наблюдали объект, либо брали сам момент решения творческой задачи. По прошествии времени это стало материалом для воображения. Восприятие или сенсорно-перцептивные процессы – это 1 и 2 квадрат. 3 и 4 квадраты – это обобщенные образы, значит это мыслительные образы. С другой стороны 1 и 3 квадраты – это память,

образы прошлого. А 2 и 4 – образы будущего или воображение. Есть сложный случай, когда вообще-то воображение – это имидж. В случае сцепление восприятия и воображения говорят об оперировании образами, тоже говорят о воображении.
1) Индивидуально-конкретные образы прошлого. Здесь объединились восприятие и память. Этот квадрат – перцептивная память, память-восприятие. Здесь также память-ощущение, сенсорная память, послеобразы. Непосредственные отпечатки на сетчатке – иконическая память (продолжается доли секунды). А слуховой образ – эхоическая память (продолжается 2-4 секунды).
Собственно перцептивные образы. Такие называются эйдетическими. Эти образы являются непосредственными отпечатками конкретных ситуаций, которые в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Послеобраз с книги может сместиться на другой объект и будет зависеть от расстояния до нового объекта. Эйдетический образ не зависит от движений глаз, его можно обследовать, перцептивно наблюдать, стабилен по размеру. Эти образы обычно наблюдаются у детей. Феноменов эйдетических образов становится всё меньше. Собственно образным восприятиям приходят на смену когнитивные схемы.
Эйдетический образ – есть непосредственный отпечаток ситуации, который в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Эйдетические образы могут наблюдаться перед сном (гипнагогические образы), после пробуждения. Если человек в сенсорной депривации , то очередно формируется образная активность. Эта активность начинается в первом квадрате (будет сетчаточный шум в виде точек и пятен, а затем фигуры, сложные конфигурации, обретающие предметность). Потом человек теряет представление о том, где он. И самое неприятное – может потерять чувство себя.
2) Индивидуально-конкретные образы будущего. Восприятие соединилось с воображением. Перцептивное воображение. Это есть мысленное оперирование наглядными образами. Это иногда называют также воссоздающим воображением. Это суть представление объекта или ситуации по их схеме, чертежу, образцу. Представить объект – это не только сформировать его перцепт, но и имидж.
Здесь в разных областях психологии разные названия – перцептивное воображение, конструктивные способности (чертежника, дизайнера). В психологии мышления — воссоздающее воображение.

Явлений перцептивного воображения немало. Есть такая метафора – наглядно оперировать образами значит мысленно вращать их, преобразовывать. В середине 70-х г. исследователь Шепард провёл эксперимент с мысленным вращением, опыт с мысленным поворотом образа.
В любой гипотезе существует связь между независимой переменной (та, которую меняет экспериментатор) и зависимой переменной (связанная с испытуемым).
Эксперимент Шепарда вызвал очерендной интерес к образам, образная революция.
3) Обобщенные образы прошлого. Встретились мышление и память. Смысловая или семантическая память . Перманентная, долговременная. Пометим только главное: меняются единицы ( были перцепты, а стали имиджи (когнитивные схемы, карты, визуальные понятия, образы-символы, т.е. принципы решения)).
4) Обобщенные образы будущего. Мышление и воображение. Могли бы назвать смысловым воображением, но есть более точное слово. В этой ситуации не хватает уже наличных средств для решения задачи. Смысловая память есть, а средств для решения будущих задач пока нет. Значит, материал смысловой памяти надо преобразовывать, видоизменять (менять схемы, карты, переходить от одних к другим понятиям, иначе категоризовать).
Это творческое воображение. Несколько определений. Первое – это процесс построения обобщенных образов как возможных средств (принципов) решения проблем (творческих задач). Тех проблем, которые до этого не были решены, а иногда вообще не могут иметь решения.
Если мы хотим представить творческое воображение, получается что надо представить задачу, которую пока неизвестно как решать. Тут можно вспомнить субъекта визуального типа мысли – Кулибина. 80% его чертежей – это чертежи вечного двигателя. Т.е. это было типовым материалом для процесса творческого воображения, построение обобщенных образов нерешаемой принципиально задачи. И рядом пример Да Винчи. Всю жизнь Да-Винчи решал какую-то проблему. Скажем, семейную проблему, проблему двух матерей. Почему Фрейд так говорил о художнике? А потому что до старости Да Винчи изображал женские улыбки и маленькие детские головки. Для Фрейда это было признаком того, что проблема осталась нерешенной. Да Винчи строил образы-символы нерешенной им личностной проблемы.
Второе – это процесс построения символов, как способов представления реальности. Что даёт символ? Он даёт понимание реальности. Первые слова, хотя формально знаки, но это символы для ребенка. Первая когнитивная схема, которая возникнет у ребенка, будет символической, ещё не знаковой, она даст возможность понять реальность. Ребенок вынужден быть творцом мира для себя.
Функции образа: 1) изображение объекта и 2) символ как способ представления реальности (конкретной задачи). В промежутке: 3) знаковая (Арнхейм Р.). У образа как знака есть важная особенность. Сам образ, его чувственный материал, сама фигура безразличен к содержанию. Лингвисты бы сказали, что знак условен, выбор знака произволен, может быть любым. В первых символических схемах ребёнок не воспринимает слова как знаки. Звучание как-то связано для него с содержанием образа.
Знак связан одновременно и с изображением и с символом. История любой письменности – это сначала письмо было изобразительным (идеографическим), а лишь затем буква стала знаком. Для ребенка буква, слово всегда должно быть на что-то похожим, на то, что называется этим словом, т.е. понимание ребенка не знаковое, а изобразительное.
Знак как-то связан с смиволом. Они сходны в том, что позволяют заменить предмет, заменить действие с ним и т.д. Но если символ ясен непосредственно. Подобное понимание должно быть и у ребенка, пусть даже неверное. А знак нуждается в расшифровке. Должна пройти целая история, прежде чем человек поймет, что знак в принципе может быть любым. Обозначающее и обозначаемое в принципе не зависят друг от друга.
Всё становление детского мышления, которое называют наглядной, наглядно-образной, наглядно-интуитивной в целом можно представить как переход от символов к знакам.
Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 1-30)
Видео Лекции по общей психологии Петухов В.В. (Лекции 31-54)
Общая психология: Лекции по общей психологии. Конспект курса лекций (Оглавление)

определение концепции, характеристика реальной личности

Социологи, психологи и другие специалисты в области личностного развития и самопознания нередко используют в своем лексиконе термин «Я-концепция». Что из себя представляет данное понятие, и какие функции оно несет для человека, стоит узнать каждому, кто хочет лучше узнать себя и окружающих.

Я-картинка

Я-картинка

Что такое «Я-концепция»

Понятие «Я-концепция» в большинстве психологических теорий занимает центральное место. Несмотря на это, до сих пор отсутствует универсальное определение этого явления.

Дополнительная информация! Одни авторы используют термин, чтобы дать характеристику целой системы представлений человека о самом себе, другие – используют понятие, чтобы обозначить отдельные аспекты личности.

Разнообразие Я-образа

Разнообразие Я-образа

Наиболее развернутые определения в психологической литературе принадлежат Карлу Рэнсому Роджерсу и Дж. Стейнсу:

  1. По мнению американского психолога, Я-концепция представляет собой собирательный образ из способностей и собственных характеристик индивида о самом себе. Это целая система, в которую входят ценности, идеи и цели человека, неразрывно связанные с Я-в будущем, настоящем и прошлом.
  2. Определение Стейнса выглядит наиболее кратким. По его мнению, Я концепция это в психологии – не что иное, как свод оценок, образов и представлений человека о собственной персоне. Согласно Стейнсу, наблюдая за окружающими, индивид делает выводы о том, как он выглядит в глазах других людей.

Термин «Я-концепция» нередко используется и в другой интерпретации:

  • Я-картина;
  • Я-образ.

Зарождение понятия

Формирование понятия о том, что такое Я-концепция личности, берет начало на рубеже 19-20 века. В тот период многие психологи активно обсуждали дуальность человеческой природы. Благодаря жарким дискуссиям, исследованиям и спорам, развились феноменологическое и гуманистическое направления психологической науки.

Справка! Карл Роджерс и Абрахам Маслоу впервые употребили понятие «Я-образ» в 1950-е годы.

Представители гуманистического течения считали, что целостность человеческого Я играет важную роль не только в развитии личности, но и формировании поведения индивида.

Карл Роджерс

Карл Роджерс

После того, как термин «Я-концепция» появился в зарубежной литературе, в середине 80-х годов понятие Я-образа стало частью отечественной психологии.

Формирование «Я-концепции»

Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:

  1. С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
  2. От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
  3. В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
  4. В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
  5. От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.

Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:

  1. Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
  2. Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
  3. Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.

Воздействие на жизнь человека

Я-концепция представляет собой в психологии мощнейшую систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него. Я-концепция для каждого человека имеет важное значение.

Влияние на жизнь

Влияние на жизнь

Она принимает активное участие не только в формировании личности, но и напрямую влияет на жизнь индивида:

  1. Благодаря Я-образу, в человеке сохраняются внутренняя согласованность и поведенческая устойчивость. Пример, если индивид приобретает новый опыт, который не нарушает мнение личности о самой себе, его Я-концепция легко принимает новую информацию. Если знания и навыки идут в разрез установкам Я-картины, у человека активизируется психологическая защита, которая помогает пережить неприятную ситуацию без каких-либо потрясений.
  2. При помощи Я-концепции человек осознает получаемый опыт. Вся информация, проходящая через внутренний фильтр Я-образа, подвергается переосмыслению. В итоге значение придается только важным навыкам.
  3. Я-концепция помогает человеку анализировать будущие события. Личность, которая уверена в собственной значимости, будет ожидать от окружающих такого же отношения. Те индивиды, которые сомневаются в себе, считают, что никому не могут понравиться, чаще других ограничивают социальные контакты.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что деятельность человека, его личностные качества и поведение всегда обуславливаются воздействием Я-образа.

Я-концепция неразрывна с самопознанием. Если личность сможет разобраться в себе, значит, она будет в состоянии изменить собственную жизнь к лучшему.

Видео

Образ — это… Что такое Образ?

  • Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… …   Литературная энциклопедия

  • ОБРАЗ —         в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… …   Философская энциклопедия

  • образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… …   Толковый словарь Ушакова

  • образ — Икона, лик. Образ складень. .. См. вид, изображение, икона, способ, стиль главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, по образу и подобию, принять ангельский образ, равным образом… Словарь русских синонимов и… …   Словарь синонимов

  • ОБРАЗ —         явление, возникающее как рез т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно… …   Энциклопедия культурологии

  • ОБРАЗ — ВООБРАЖАТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗ. Воображать, воображение слова, унаследованные русским литературным языком от языка старославянского. Морфологический состав слова вообразить показывает, что его первоначальным значением было дать образ чему нибудь …   История слов

  • Образ —     ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… …   Словарь литературных терминов

  • образ — 1. ОБРАЗ, а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе… …   Энциклопедический словарь

  • Тема 2.2. Отражение и образ в психологии Образ как феномен психического отражения.

    Когда речь идет
    об образе, естественно, возникает вопрос:
    образ чего? Имеется в виду отношение
    образа к чему–то другому, к тому, что
    принято называть оригиналом. Что же это
    за отношение?

    С позиций,
    разработанных в советской психологии,
    это есть отношение отражения. Образ
    представляет собой отражение какого–либо
    объекта, предмета или события.

    Продолжая линию
    исследований психических явлений,
    намеченную Сеченовым, советские психологи
    пришли к пониманию того, что категории
    отражения принадлежит в психологической
    науке основополагающая роль: именно
    данной категорией раскрывается наиболее
    общая и существенная характеристика
    психики. В этой связи они обратились к
    ленинской теории отражения, которая
    выступила в качестве общей методологической
    платформы, дающей возможность разобраться
    в лабиринте психологических понятий,
    концепций и направлений, определить
    предмет психологической науки, раскрыть
    логику ее проблем, разработать методы
    исследования.

    Именно с освоения
    категории отражения в ее
    диалектико–материалистической трактовке
    и началось развитие советской психологии.

    Особое значение
    для понимания сущности образа имеют
    следующие положения ленинской теории
    отражения:

    а) ощущение есть
    образ явлений внешнего мира, возникающий
    при их непосредственном воздействии
    на органы чувств, и основной источник
    знаний;

    б) ощущение как
    образ объективной реальности отражает
    то, что существует независимо от человека
    и его сознания;

    в) ощущение выступает
    как субъективный образ;

    г) критерием
    истинности отражения является практика.

    Эти положения
    определили общий подход к изучению всей
    системы когнитивных (познавательных)
    процессов: прежде всего ощущения,
    восприятия, представления, мышления.

    В многочисленных
    экспериментальных и теоретических
    исследованиях была вскрыта отражательная
    сущность перечисленных процессов и
    выявлены их основные особенности (Б.Г.
    Ананьев,
    С.В. Кравков,
    А.Н. Леонтьев,
    С.Л. Рубинштейн,
    А.А. Смирнов,
    Б.М. Теплов и др.).

    Сформулировано
    общее положение о предметности
    психического образа (любого уровня
    сложности), т.е. о его отнесенности к
    предметам объективной действительности.
    Именно эти предметы (и явления) выступают
    как содержание образа. Предметность
    исходного, сенсорно–перцептивного,
    образа (ощущения и восприятия) связана
    с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов,
    орган чувств (например, глаз) ощущает
    не сам себя (не изменения в сетчатке
    глаза), а внешнюю причину ощущений.

    По замечанию К.
    Маркса, «световое воздействие вещи
    на зрительной нерв воспринимается не
    как субъективное раздражение самого
    зрительного нерва, а как объективная
    форма вещи, находящейся вне глаза».
    В работе Б. Г. Ананьева мысль о предметности
    образа выражена так: «Нормальное
    практическое зрение основывается не
    на абстрактно–зрительной функции, а
    на предметности, ситуативности зрительного
    образа».

    С.Л. Рубинштейн же
    пишет: «Образ вообще, безотносительно
    к предмету, отображением которого он
    является, не существует».
    По его мнению, под образом в собственном
    смысле надо разуметь отнюдь не всякое
    чувственное впечатление, а лишь такое,
    в котором явления, их свойства и отношения
    выступают перед субъектом как предметы
    или объекты познания.

    Образ не представляет
    собой некоторого моментального снимка
    предмета. Его формирование
    — это
    сложный развертывающийся во времени
    процесс, в ходе которого отражение
    становится все более и более адекватным
    отражаемому предмету. При этом на каждой
    фазе процесса выявляются все новые
    свойства предмета и уточняются те,
    которые уже выявлены. В процессе отражения
    непрестанно происходит реконструкция
    образа в направлении повышения уровня
    его адекватности предмету (и в зависимости
    от целей деятельности, которые человек
    ставит перед собой). Этот процесс не
    является монотонным; в ходе его развития
    неизбежно возникают противоречия:
    например, между ощущениями разных
    модальностей, уровнями дифференциации
    и интеграции сенсорных данных, чувственными
    и рациональными осознаваемыми и
    неосознаваемыми компонентами познания,
    перцептивными и мнемическими образами,
    а также образами и воображением, образами
    и понятиями и т.д. В развертывании
    динамики образа возможны «зацикливания»,
    отступления и искажения.

    Решающая роль в
    преодолении противоречий, возникающих
    в процессе отражения, принадлежит
    деятельности субъекта.

    Являясь отражением
    предметов (и явлений) объективной, т.е.
    существующей вне и независимо от сознания
    человека действительности, образ вместе
    с тем
    субъективен.
    В
    самом широком
    смысле слова субъективность образа
    означает его принадлежность субъекту.
    Но что такое субъект?

    В идеалистически
    ориентированных направлениях психологии
    субъект трактуется как некоторый
    внутренний наблюдатель, бестелесное
    нематериальное начало, существующее
    вне всеобщих взаимосвязей явлений
    материального мира; при этом утверждается,
    что субъективное может быть познано
    только путем интроспекции, интуиции и
    веры.

    Марксистская
    психология исходит из принципиально
    иной трактовки: субъект
    — это не
    бестелесное, нематериальное начало, а
    живой, телесный индивид, включенный во
    всеобщую взаимосвязь явлений материального
    мира, подчиняющийся объективным законам
    бытия. Человек рассматривается как
    субъект жизнедеятельности: прежде всего
    труда, познания и общения. Именно в
    жизнедеятельности он формируется как
    субъект. При таком подходе субъективный
    характер психического отражения
    раскрывается через анализ жизнедеятельности.

    Поскольку психическое
    отражение формируется и развивается в
    процессе жизнедеятельности субъекта,
    «обслуживая» его как целостность,
    оно не может не быть субъективным. Эта
    субъективность по–разному проявляется
    в различных связях человека с миром и
    на разных уровнях психического отражения.
    Общим основанием разнообразных проявлений
    субъективности является то, что отражение
    человеком окружающего мира осуществляется
    с той специфической, обусловленной
    особенностями его жизнедеятельности
    (индивидуально–неповторимой) позиции,
    которую он в этом мире занимает.

    Субъективность
    образа включает момент пристрастности,
    зависимости образа от потребностей,
    мотивов, целей, установок, эмоций человека
    и т.д. Образ формируется на базе опыта,
    который накопил человек, в той или иной
    мере ассимилируя этот опыт, что особенно
    отчетливо выражается в случаях, когда
    речь идет об образах, связанных с жизненно
    значимой для человека деятельностью.
    Поэтому для изучения образа методы
    кратковременных проб (тестов) недостаточны.
    Они должны дополняться данными, которые
    позволяли бы судить о том, как в изучаемом
    образе проявляется опыт человека,
    сложившаяся у него система установок,
    субъективных отношений, мотивов и целей.

    Именно поэтому в
    данной книге большое внимание уделяется
    самоотчетам летчиков. Они дают возможность
    раскрыть влияние профессионального
    опыта на формирование тех образов,
    которые включены в летную деятельность,
    выполняя функцию ее психической
    регуляции.

    Психология имиджа человека и принципы его формирования

    • Переезды (квартирные, дачные, офисные, магазинные…)
    • Вывоз мусора и отходов
    • Доставка покупок из магазина, клиенту, снабжение магазина / производства
    • Работа грузчиков: подъём / спуск по этажам, длинные проносы, сборка / разборка мебели, подключение / отключение бытовой техники, упаковка / распаковка

    Времена меняются, меняются и приоритеты. То, что было важно еще вчера, уже не актуально сегодня. На сегодняшний день все большее внимание уделяется имиджу человека, даже в топовых вакансиях обязательным условием является имидж и безупречная репутация. У каждого человека уже есть имидж, знает он об этом или нет. Что такое имидж и с чего начать? Поговорим в этой статье.  

    С детства, каждый слышал поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Она была актуальна во все времена, и особенно актуальна сейчас. Что же такое имидж человека? Рассмотрим несколько определений, чтобы понять суть.

    Имидж – это искусственно сформированный образ, который имеет конкретную цель, с четко продуманными механизмами, внушениями и манипуляциями.

    Имидж – это образ, результат психического отражения (представления) или какого-либо явления.

    Образ – это то, на что накладывается эффект первого впечатления.

    Имидж – это образ личности в глазах других людей.

    Имидж – это мнение рационального или эмоционального характера, возникшее в области сознания или подсознания, определенной или неопределенной группы людей на основе образа сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате прямого или косвенного восприятия характеристик.

    У человека не может не быть имиджа. Всегда только взглянув на какого-либо человека, у вас складывается о нем первое впечатление, на основании которого мы наделяем его определенными характеристиками и этот образ закрепляется в вашем сознании.

    У человека может быть несколько имиджей под разный круг общения. В семье один имидж, в компании друзей другой, на работе третий и так далее. Отправляясь на встречу с другими людьми, будь то свидание, встреча с друзьями или деловые переговоры, мы в первую очередь подбираем себе соответствующий событию имидж. Начинается он с прически, далее идет одежда, макияж, аксессуары, парфюм. Кто-то заботится о каждой детали отдельно, как я описала выше, не обращая внимания, какой имидж несет в себе полная композиция, а кто-то, наоборот, вначале продумывает имидж, а затем подбирает под него детали. Образ обязательно должен быть гармоничный, целостный и отражать внутренний мир человека, иначе он не произведет нужного впечатления и будет выглядеть нелепо. Вы. наверное, встречали людей на которых смотришь и понимаешь, не его этот образ, ему совершенно не идет.

    Ведь уже давно известно, что привлекательный и опрятный человек имеет больше шансов на достижение успеха, чем невзрачный и неопрятный.

    При качественно продуманном имидже, у личности повышается самооценка и уверенность в своей уникальности. Грамотно продуманный имидж позволяет достичь желаемых целей и установить нужные контакты. Умение сформировать нужное представление о себе – это целая наука, есть отдельное направление «психология имиджа» и «психология цвета», которая помогает грамотно продумать все до мелочей.

    Имидж считывается быстро и легко, это происходит бессознательно. В зависимости от того, что считал с вас человек, возникает доверие к вам и желание сотрудничать. Имидж может нести в себе положительный и отрицательный посыл.

    Особенности имиджа:

    • Информативность. Передача или обмен информацией.
    • Динамичность. Изменения в человеке влечет за собой изменения в имидже. Если имидж испорчен, то его восстановление занимает в среднем два года.
    • Активность. Имидж вызывает изменения в сознании того, кто с ним соприкасается.
    • Эмоционально окрашен и обращен к эмоциям. Нравится или не нравится имидж человека.
    • Субъективен. Невозможно создать одинаковый образ в представлении большого количества людей, но он может быть схож.
    • Апеллирует к установкам и стереотипам. Имидж существует в массовом сознании, а также опирается на социальные ожидания. В имидже много неосознаваемой информации.
    • Функционален. Он формируется искусственно для достижения определенных целей. Также может создаваться для оказания социального влияния и достижения психологического комфорта.
    • Пластичность. Имидж нуждается в постоянном поддерживании.
    • Имеет символическую структуру.

    Механизмы интерпретации имиджа:

    • Идентификация или уподобление. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
    • Взаимопонимание. Рациональное осмысление проблем другого человека.
    • Эмпатия. Стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.
    • Каузальная атрибуция. Интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного.

    Перед тем, как сформировать имидж, необходимо понимать для чего именно вы это делаете и что в результате хотите получить. У имиджа должна быть легенда, через которую вы простроите позиционирование. Если делать все хаотично и бездумно, нужного эффекта достичь не удастся.

    В самом начале необходимо прописать:

    • Миссию имиджа. Информацию о том, зачем существует имидж, какие его ценности.
    • Цели имиджа. Информация о целях, что именно хочет достичь имидж.
    • Описать реальные действия. Информация о реальных действиях по достижению поставленных целей.

    Отсутствие или рассогласование компонентов может привести к негативным реакциям. Если вы заложили в имидж один смысл, но несете в себе совершенно другой посыл, это может только навредить.

    В имидже используются все виды знаков или виды имиджа:

    • Вербальный имидж. Как и что вы говорите, ваш голос, ваша речь, ваши жесты.
    • Мимический имидж. Выражение вашего лица, мимику достаточно сложно контролировать, даже есть такое выражение: «У него все на лице написано», и это действительно так. Мы все носим маски в той или иной ситуации, у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.
    • Ментальный имидж. Наши чувства, мысли, эмоции, убеждения, установки, наш настрой – это все считывается на бессознательном уровне, это невозможно скрыть от других людей.
    • Габитарный имидж. Ваше телосложение, волосы, кожа, зубы, ногти, состояние здоровья. Все должно соответствовать вашему посылу. Например: диетолог не может быть крупного телосложения, а косметолог с проблемной кожей. Такой образ вызывает рассогласование и доверие не возникает.
    • Кинетический имидж. То, насколько вам комфортно в вашем теле, ваша способность управлять им, плавно двигаться. Наше тело всегда выдаст то, о чем мы сами не скажем.
    • Имидж среду. Это пространство человека, его окружение, атрибуты жизни, автомобили, дома, одежда, аксессуары, выбор отдыха, его офис, в общем все, что окружает человека.
    • Фоновый имидж. Все слухи, сплетни, отзывы, все то, что говорят о человеке, когда он выходит. Это может как укрепить, так и разрушить репутацию и имидж. Часто это происходит сознательно, чтобы навредить человеку в своих каких-то корыстных целях, очень редко, чтобы помочь и донести реальную информацию.

    Структура имиджа может быть разной и зависит от целей человека. В структуре имиджа содержатся знаки, символы, иконки.

    Создание грамотного имиджа необходимо каждому человеку, не только публичным личностям.

    Ведь даже устраиваясь на работу, с помощью имиджа у вас есть все шансы получить самые шикарные условия или повышение.

    Психологическое правило действует всегда и на всех: «Нам нравятся люди, которым нравимся мы. Нам нравятся люди, которые нравятся себе». Если вы себе не нравитесь, то шансов на успех у вас нет. Человеку свойственно оценивать все, себя, окружающих людей, окружающую среду и давать оценки: нравится/не нравится, хорошо/плохо. Человек с эмоционально неокрашенным имиджем вероятнее всего попадет в категорию «не нравится».

    Свойства имиджа: возможность манипулировать мнением людей за счет искусственно созданного имиджа и наделение объекта качествами, которые ему не присущи.

    Имидж для каждого человека важен, с его помощью легче добиваться поставленных целей. Удачи вам в формировании вашего уникального имиджа!

    Зарегистрируйтесь прямо сейчас!

    Скройте всю рекламу и другую ненужную информацию, а также получите доступ к расширенным возможностям журнала зарегистрировавшись уже сегодня!

    Вступайте в наши группы в социальных сетях!
    Поделитесь публикацией в социальных сетях!

    Психологические изображения, фотографии и векторные изображения

    В настоящее время вы используете старую версию браузера, и ваш опыт может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial главнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлогГлавная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости


    PremiumBeat blogEnterprisePric ing

    Войти

    Зарегистрироваться

    Меню

    ФильтрыВсе изображения

    • Все изображения
    • Фото
    • Векторы
    • Иллюстрации
    • Редакция
    • Видеоряд
    • Музыка

    • Поиск по изображению

    психология

    Сортировать по

    Наиболее актуально

    Свежий контент

    Тип изображения

    Все изображения

    Фото

    Векторы

    Иллюстрации

    Ориентация

    Все ориентации

    Горизонтально

    Вертикально

    Цвет .

    Психология успешной рекламы в Facebook, часть 2: изображения

    Имеет ли значение изображение, которое вы используете в своей рекламе на Facebook? Может ли это действительно сделать разницу между успешной рекламной кампанией и провалом?

    Во второй части этой серии из трех частей, посвященной психологии рекламы в Facebook, я углублюсь в науку об изображениях.

    Я изучу типы изображений и стратегии, чтобы вы могли принять наиболее обоснованное решение по оптимизации изображения для конверсии.Я дам вам реальные примеры этих стратегий и расскажу, как именно вы можете использовать эти знания в своем бизнесе.

    Tweetable Takeaways:

    (Нажмите, чтобы твитнуть)

    Что такое психология имиджа и почему мне это нужно?

    Психология изображений — это изучение изображений с точки зрения вызванных ими эмоций. В цифровом маркетинге и рекламе это важная наука, о которой нужно знать, поскольку изображения, которые вы выбираете, действительно влияют на конверсию:

    • Добавление изображения на целевую страницу HubSpot привело к увеличению количества заявок на создание форм для привлечения потенциальных клиентов на 24%
    • При многомерном тестировании своей домашней страницы IGN обнаружило, что простое изменение эскиза изображения с абстрактного на изображение человека увеличивает взаимодействие на 11%.
    • Положение камеры может изменить отношение людей к объекту: от жалости до впечатления.
    1.Попадание в глаза

    Зрительный контакт — главный фактор невербального общения — то, что составляет более половины смысла, который мы извлекаем из разговора. Это так же важно в рекламе, как зрительный контакт, независимо от средства массовой информации, означает доверие, дружелюбие и открытость. Зрительный контакт — это также первый шаг к убеждению.

    Рассмотрите картинку «Я хочу тебя для армии США», одну из самых узнаваемых и эффективных рекламных кампаний в истории:

    Зрительный контакт увеличивает вероятность того, что пользователь Facebook дважды сфотографирует ваше изображение (см. Также сюрреалистический / смешной ниже).

    Как пользоваться:

    • Используйте психологию цвета, чтобы выбрать лучший цвет, чтобы привлечь внимание пользователя Facebook.
    • Используйте лицо крупным планом и смотрите в глаза, чтобы удержать внимание читателя.
    • Используйте красивое лицо и смотрите в глаза, чтобы показать дружелюбие и надежность.

    Реклама аптеки London Drugs на Facebook, представленная ниже, является отличным примером привлекательного изображения: пристальный взгляд и хороший зрительный контакт действительно помогают передать сочувствие и компетентность.

    2. Улыбка

    Улыбка почти во всем мире является символом дружелюбия и открытости. Также повсеместно считается, что они улучшают привлекательность предмета, что, как мы все знаем, оказывает огромное влияние на продажи.

    В недавнем тесте A / B Split изображения с изображением улыбающегося и не улыбающегося человека увеличили прибыль разработчика программного обеспечения на 10,7% за 5 недель (при первоначальном улучшении на 50%).

    Взгляните на два изображения ниже.Что, по вашему мнению, более привлекательно?

    3. Метафора

    Как культура, есть определенные образы, которым мы приписываем метафорическую ценность. Подумайте о сердце, которое, как мы знаем, «означает» любовь. Как мы понимаем, слон олицетворяет размер.

    Коннотативное понимание того, что означает изображение, может иметь огромное влияние на вашу рекламу в Facebook, особенно с учетом ограниченного количества разрешенных слов (25 в заголовке и 90 в основном тексте).

    На приведенном ниже изображении Telus используется гепард для передачи информации:

    Как пользоваться:

    • Есть много животных и предметов, которые мы бессознательно ассоциируем с определенными идеями.Дисней, например, делает аккуратный бизнес, антропоморфизируя мир вокруг нас (и да, я просто использовал слово «антропоморфизация»).
    • Люди также любят использовать домашних животных и животных в социальных сетях. На самом деле, изображения домашних животных занимают четвертое место по популярности среди изображений в Интернете.
    • Подумайте о пчелах, чтобы сообщить об эффективности, о бобрах, чтобы сообщить о промышленности, улитках для медлительности, о гиенах для юмора, деревьях для возраста, список можно продолжать и продолжать.
    4. Угол наклона камеры:

    Студенты, изучающие кинематографию, узнают о силе ракурса камеры и о том, как он влияет на взгляд зрителей на персонажа.Помните об этом при выборе изображения для рекламы в Facebook, так как неправильное его использование может вызвать действительно негативные реакции. Взгляните на изображения ниже:

    Повсеместно мы видим направленный вверх снимок камеры, связанный с властью и статусом (справа), в то время как снимок, направленный вниз, может означать либо жалость, либо подчинение.

    Тем не менее, снимок, направленный вниз, также может означать заботу — желание помочь объекту. Таким образом, изображение социального работника слева (вверху) вызывает и жалость, и желание заботиться.

    Как пользоваться:

    • Если вы пытаетесь продать карьеру или увеличить богатство или сбережения, используйте изображение, на котором камера смотрит на объект
    • Если вы продвигаете свою компанию по сравнению с другой, возможно, используя ценностное предложение для сравнения, используйте изображение, смотрящее на объект сверху вниз.
    5. Модели / знаменитости:

    Вас не удивит, что люди продают товары лучше, чем текст. Но знаете ли вы, что некоторые продукты на самом деле лучше представлены обычной моделью, а некоторые — идеальной?

    Такие отрасли, как мода, макияж и спортивная одежда, продают идеал, и их модель соответствует этому идеалу.Компании бизнес-потребитель (B2C) продают так называемые продукты с «низкой вовлеченностью», при которых продукт (в целом) продается сам по себе. Например, вы хотите эти духи, потому что они приятно пахнут, а не потому, что вы чувствуете сильную привязанность и преданность Шанель. Компании B2C хорошо представлены в образах моделями и, особенно, знаменитостями.

    Для компаний B2B, однако, жизненно важно, чтобы вы установили связь со своим клиентом. Простые вещи, такие как средний Джо, представляющий ваш бренд в рекламе на Facebook, могут укрепить эту связь.Люди хотят общаться в социальных сетях, и им легче сделать это с помощью понятного им продукта, представленного кем-то, кто похож на них.

    Как пользоваться:

    • Необязательно тратиться на найм модели для следующей кампании, считайте кого-нибудь из своего офиса лицом вашего продукта
    • Проверьте, на что реагирует ваша аудитория. Компании SaaS продают как свой продукт, так и связь со своей компанией, поэтому посмотрите, что лучше всего подходит для вас, с помощью A / B-тестирования

    Кое-что задуматься : В 2003 году студент Гарварда работал в южноафриканском банке, отправив 50 000 писем с предложениями краткосрочных кредитов.Они меняли процентную ставку, а также включали психологически важные сигналы. Оказалось, что изображение здоровой, счастливой женщины в углу письма оказало такое же положительное влияние на количество откликов, как и снижение процентной ставки на четыре процентных пункта.


    6. Сюрреализм:

    Я уже говорил об удивительном эффекте использования сюрреализма в рекламе. Сюрреалистические изображения, возможно, не меньше сексуальной привлекательности, а заставляют людей рассматривать изображение в течение значительного периода времени.В рекламе невероятно важна длина просмотра.

    В недавнем исследовании отслеживания взглядов было обнаружено, что люди видят 90% рекламы на любой странице. Однако они помнят, что видели только 55% этих рекламных объявлений. Разница во времени просмотра каждого изображения. Судя по всему, барьер, который рекламодатели должны преодолеть, составляет 2,75 секунды.

    Фотографии с сексуальной привлекательностью (см. Раздел 7), конечно, будут способствовать более продолжительному просмотру, чем другие изображения.Но сюрреалистические изображения, в которых мы сомневаемся в том, что видят наши глаза, столь же эффективны (и не нарушают правила Facebook)

    Как пользоваться:

    • Используйте необычную перспективу, чтобы ваш продукт казался неестественно большим
    • Используйте изображение домашнего животного или животного, «использующего» или носящего ваш продукт
    • Проявите творческий подход и придумайте что-нибудь забавное или странное, чтобы преодолеть барьер в 2,75 секунды
    7. Пол

    Обсуждение психологии изображений должно включать рассмотрение сексуальной привлекательности.Секс продает, это неизбежно правда. Спайность притягивает взгляд, так же как пресс и точеная челюсть. Это влечение к изображениям сексуально привлекательных людей эволюционно встроено в нас, и игнорировать его как вариант для вашей рекламы на Facebook — глупо.

    Однако, что касается использования секса для привлечения внимания пользователя Facebook, я рекомендую более тонкое использование слева, а не полностью случайное и отталкивающее использование справа.

    Как пользоваться:

    • Использование секса в рекламе намного эффективнее, если ваша целевая аудитория молода, чем если они среднего или старше.
    • Если вы собираетесь использовать явно сексуальный образ, убедитесь, что ваша целевая аудитория (молодые мужчины против молодых женщин против старшего поколения) отреагирует положительно.
    • Будьте внимательны к своему продукту. Работает ли сексуальная привлекательность? Или (как на изображении справа вверху) это совершенно случайно?
    • Будьте осторожны, создавая отрицательную репутацию бренда, поскольку многие люди смотрят на секс в рекламе в негативном свете (несмотря на то, что он работает так же хорошо, как и работает).
    8. Пол:

    В этом разделе будет обсуждаться не только таргетинг ваших рекламных изображений Facebook на гендерный раздел, но и гораздо менее очевидное, но не менее важное влияние сопоставления воспринимаемого пола продукта с полом модели.Да, это реально.

    Начнем с того, над которым вы насмехались. Не поймите меня неправильно, я не говорю, что вы должны стереотипно приписывать продукту пол. Сделайте свои ассоциации реалистичными и фактическими. Будьте честны с собой, будут ли галстуки для волос моей девушки продаваться так же хорошо, если бы Брюс Уиллис был оратором?

    Для многих компаний пол модели не будет иметь большого значения. Например, нельзя сказать, что программное обеспечение является мужским или женским.С другой стороны, гараж, садовый инвентарь и большие телевизоры — мужские. Хозяйственный инвентарь, 90% модной одежды и большинство чистящих средств — женские. Я не устанавливаю правила и не соглашусь с ними, я всего лишь посланник. Тем не менее, проверьте демографические данные ваших клиентов. Они склонны к одному полу? Если да, примите во внимание пол предмета вашего объявления. Если ваша аудитория — мужчины, будут ли они реагировать на физически привлекательную женщину или парня, такого же, как они? Проверьте свою рекламу и выберите то, что увеличивает CTR.

    Пол:

    Можно сделать безопасные обобщения в отношении обращения к одному полу по сравнению с другим с помощью изображения. Многочисленные психологические и неврологические исследования показали, что женщины, например, более интенсивно реагируют на изображение плачущего ребенка, в то время как мужчины больше реагируют на образы общественного признания.

    Изображение ниже, предоставленное газовой компанией Fortis, является отличным примером использования изображения для вызова эмоциональной реакции.

    Как пользоваться:

    Женщины:

    • Образы связи, индивидуальности, отношений / единения, снятия стресса, уважения
    • Цвета: фиолетовый (женственность), синий (спокойствие), зеленый (забота), оранжевый (тепло, снятие стресса)

    Мужчины:

    • Образы принятия, утверждения, силы, богатства
    • Цвета: красный (мужественность), синий (принятие), черный (изысканность), желтый (эмоциональная сила)

    Подробнее о важности цвета в рекламе в Facebook см. В Части 1 этой серии, Психология успешной рекламы в Facebook. Часть 1: Цвет

    Заключение

    Надеюсь, вы узнали некоторые научные основы и мысли, которые используются в рекламных изображениях.В третьей части этой серии статей я углублюсь в психологию текста, так что следите за этим в ближайшие несколько дней!

    Помните, что это просто практические правила. Тот факт, что большинство людей больше реагирует на улыбку, чем на серьезное лицо, не означает, что ваша аудитория будет это делать. Тщательно протестируйте свои рекламные изображения в Facebook, чтобы понять, на что реагирует ваша целевая аудитория, а затем экстраполируйте эти результаты на весь свой маркетинговый план Facebook. Вы обнаружите, что определенные виды рекламных изображений повышают CTR?Попробуйте также использовать их в своих сообщениях на Facebook. Или наоборот!

    Дополнительная литература:

    Добились ли вы успеха с определенным подходом к рекламе в Facebook? Начните разговор ниже.

    .

    50 великих статей и эссе по психологии

    Отличные статьи и эссе лучших журналистов мира и

    писатели

    Интересные статьи по психологии в сети — Отличные статьи о психологии — Список лучших статей по психологии

    Интеллект


    Наука успеха Дэвида Доббса
    Мы все уверенные идиоты, Дэвид Даннинг
    Какой ты гений? Дэниел Х.Розовый

    Еще 10 замечательных статей об интеллекте

    Творчество


    Секреты творческого мозга Нэнси К. Андреасен
    Медленные идеи Атула Гаванде

    Еще 5 замечательных статей о творчестве

    Память


    Помни это Джошуа Фоер
    Сколько из ваших воспоминаний поддельные? Автор: Эрика Хаясаки,
    Куда уходят самые ранние воспоминания детей? Кристин Олсон

    Еще 10 замечательных статей о памяти

    Чувства


    Слепой, который научился видеть Майкл Финкель
    Смешанные чувства от Санни Бейнс
    Увидеть со скоростью звука, Рэйчел Колб

    Еще 15 замечательных статей о чувствах

    Прокастинация


    Зачем ждать? Эрик Яффе
    Хорошее и плохое промедление, Пол Грэм
    Может ли скука излечиться? Мария Конникова

    Еще 10 замечательных статей о прокастинации

    Интернет-психология


    Поведение пользователя, Майкл Шульсон
    Нация эхо-камер, Уилл Лейтч
    Грустный как ад Алиса Грегори

    Еще 10 замечательных статей об интернет-психологии

    Цифровое отвлечение


    Осень

    многозадачности Уолтера Кирна

    Сэм Андерсон, преимущества отвлечения

    Еще 5 замечательных статей о цифровом отвлечении

    Социальная психология


    Что такое Обезьянья сфера? Дэвид Вонг
    Социальная ячейка Даниэля
    Деннет
    Пороги насилия, Малкольм Гладуэлл

    Еще 10 замечательных статей о социальной психологии

    Язык


    Кто решает, что означают слова? по Лейн Грин
    О чем мир будет говорить в 2115 году, Джон Маквортер
    Большой лингвистический взрыв, Лоуренс Осборн

    Еще 20 замечательных статей о языке

    Личность


    Понимание тревожного ума Робин Маранц Хениг
    Забота о вашем

    Интроверт, Джонатан Раух


    Еще 5 замечательных статей о личности

    Психология потребителей


    Четырехбуквенный код продажи чего угодно, Дерек Томпсон

    Ваш образ жизни
    Уже разработан Дэвидом Кейном

    Еще 10 замечательных статей о консьюмеризме

    Психическое здоровье


    Эпидемия психических заболеваний, Марсия Энджелл
    Приключения во время депрессии Элли Брош
    Пережить тревогу Скотт Стоссель

    Еще 50 замечательных статей о психическом здоровье

    Наркомания


    Ускорение привыкания, Пол Грэм
    Наука жажды Эми Флеминг
    Я и моя обезьяна от Анонима

    Еще 10 замечательных статей о зависимости

    Язык тела


    Обнаженное лицо Малькольма Гладуэлла
    Происхождение смеха, улыбок и слез, Майкл Грациано

    Еще 10 замечательных статей о языке тела

    Воспитание детей


    Как не разговаривать со своими детьми, По Бронсон
    Имеют ли значение родители? Малькольм Гладуэлл

    Еще 10 замечательных статей о воспитании детей

    Лайфхакинг


    Сила обратной связи Томаса Гетца
    Встречайте Life Hackers от

    Клайв Томпсон


    Еще 5 замечательных статей о лайфхаках

    Книги


    Мыслить, быстро и медленно

    Даниэль Канеман

    Сила привычки Чарльза

    Duhigg

    Стивен Джонсон, все плохое — хорошо для тебя

    Еще 100 замечательных документальных книг

    Счастье


    Что делает нас счастливыми? Джошуа Вольф Шенк
    Социальные связи делают мозг лучше, Эмили Исфахани Смит

    Счастье = реальность — ожидания Тима Урбана

    Еще 20 замечательных статей о счастье

    Успех и неудача


    Искусство неудачи, Малкольм Гладуэлл
    Что движет успехом? Автор: Эми Чуа
    Ты справишься, детка! по Лесли Гаррет

    Еще 10 замечательных статей
    об успехах и неудачах

    Любовь и отношения


    Любовь Лорен Слейтер
    Мастера любви Эмили Исфахани Смит
    Предел дружбы Марии Конниковой

    Еще 50 замечательных статей о любви и отношениях

    Пол


    Биология притяжения Хелен Э.Фишер
    Чего хотят женщины? Автор: Даниэль Бергнер
    Мужчины, женщины, секс и Дарвин, Натали Энджер

    Еще 50 замечательных статей о сексе

    Эволюционная психология


    Неугомонные гены Дэвида Доббса
    Охотники за мифами Марии Конниковой
    Должна ли собака есть собаку? Сьюзан Маккарти

    Еще 15 замечательных статей об эволюции

    Этика


    Мораль

    Инстинкт Стивена Пинкера

    Не ничего, Стивен

    Пещера

    Трагедия.Вызов. Сострадание. Отклик. автор: Роксана Гей

    Еще 5 замечательных статей об этике

    Деньги


    Настоящая правда о деньгах
    Грегг Истербрук
    Деньги? Счастье. QED. Билл Маккиббен

    Еще 50 замечательных статей о деньгах

    Документальные фильмы


    Почему мы говорим?
    Видишь, веришь?
    Ограбление

    Еще 50 отличных документальных фильмов

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *