Разное

Чудовище с телом льва крыльями птицы и лицом женщины: Сфинкс | Мифические существа греческой мифологии

09.11.2020

Древнегреческий сфинкс придумал загадку и убивал всех, кто не мог её отгадать: otrageniya — LiveJournal

Началась эта весёлая античная история с того, что фиванский царь Лай в лучших традициях древней Греции влюбился в юношу по имени Хрисипп. Хрисипп же был сыном Пелопа — царя Писатиды. Как-то раз в Фивы пришли узурпаторы и вышвырнули Лая из города, чтобы он пропагандировал эти вот западные ценности где-нибудь в другом месте. Таким «другим местом» и оказались Писатиды, где беглецу предоставили политическое убежище и попросили быть как дома. Последнее, как показало развитие событий, было излишним.
Будучи «как дома», Лай украл Хрисиппа и утащил его в освобожденные от узурпаторов Фивы, где устроил пленнику много всякого противоестественного. Потом Хрисиппа украл Тесей, но об этом в другой раз.
Богиня Гера рассвирепела, узнав о наклонностях Лая, и отправила к Фивам ужасного Сфинкса с телом собаки, крыльями птицы, головой женщины и повадками Кокорина с Мамаевым. Звали это чудище Сфинга. Добравшись до Фив, Сфинга не придумала ничего получше, чем ловить фиванцев и загадывать им загадку ты знаешь кто я вообще такой?, которая звучала так:

«Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время»

Если кто-то не мог пройти этот тест на IQ, то он бывал немедленно убит. Когда половина города с треском провалила тест, к Сфинге случайно забрёл Александр Друздь некий фиванец Эдип, сын того самого юношелюба Лая и любимый персонаж того самого Фрейда. Эдип сумел найти верный ответ, чем спас Фивы, однако прославиться в нынешних временах он умудрился не этим интеллектуальным героизмом, а эдиповым комплексом.

Каков же был правильный ответ?… Это — «человек».
«В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость»

Расскажите, удалось ли отгадать? Сумели бы вы выжить, будучи пойманным Сфингой фиванцем?

Да, скифы мы! Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Почти каждый из нас слышал о тех или иных магических и мифических существах, населяющих наш мир. Однако таких созданий, о существовании которых мы мало знаем или не помним, гораздо больше. В мифологии и фольклоре упомянуты многие магические сущности, одни описаны более детально, другие менее.

 

Гомункулус , по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное маленькому человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Для создания такого человечка требовалось использование мандрагоры. Корень должен был быть сорван на рассвете, затем его надо было вымыть и «напитывать» молоком и медом. В некоторых предписаниях говорилось что вместо молока надо использовать кровь. После чего этот корень полностью разовьется в миниатюрного человека, который сможет охранять и защищать его владельца.

Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных . Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум . Может «душить» по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде.

Бабай в славянском фольклоре -ночной дух, существо упоминаемое родителями, для запугивания непослушных детей. У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать .

Нефилимы (наблюдатели — «сыны Божие») описаны в книге Еноха . Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим — nephilim означает «которые заставляют других пасть». Нефилимы были гигансткого роста , сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле.

Абаасы — в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людей глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.

Абраксас — Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1—II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.

Бааван ши -в шотландском фольклоре злобные, кровожадные фейри. Если к человеку подлетел ворон и вдруг превратился в златовласую красавицу в длинном зеленом платье — значит, перед ним бааван ши. Длинные платья они носят недаром, скрывая под ними оленьи копыта, которые у бааван ши вместо ступней. Эти фейри завлекают к себе в жилища мужчин и выпивают их кровь.

Баку — «Пожиратель снов» в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный.
Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна.

Кикимора — персонаж славяно-угорской мифологии, а также, один из видов домового, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если в доме погиб ребенок.Кикиморы могут появится в виде покинутого на пути убегающего ребенка.Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. Пойманную кикимору можно было превратить в человека.

Василиск — чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком «чистые» животные.

Баггейн — в фольклоре жителей острова Мэн злокозненный оборотень. Людей он ненавидит и всячески изводит. Баггейн способен вырастать до исполинских размеров и принимать какое угодно обличье. Он может притвориться человеком, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить заостренные кверху уши и лошадиные копыта, которые все равно выдадут баггейна.

Алконост (алконст) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными

Водяной — хозяин вод в славянской мифологии. Водяные пасут на дне рек и озер своих коров — сомов, карпов, лещей и прочую рыбу. Командует русалками, ундинами , утопленниками, водными жителями. Чаще он добрый но иногда затаскивает на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей.

Абнауаю— в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос — как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди у него топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится.

Цербер (Дух преисподней) — в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь .Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары — мёд и ячменное печенье. Задача Цербера — не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф.

Грифон — крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы , в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13).
Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор.

Гаки. в японской мифологии — вечно голодные демоны В них перерождаются те, кто при жизни на Земле обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Голод гаки неутолим, но они не могут от него умереть. Они едят все что угодно, даже своих детей, но не могут насытиться. Иногда попадают в Мир Людей, и тогда становятся людедами.

Вуивр, Вуивра. Франция. Король, или королева змей; во лбу — сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища — заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения — в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым — получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей.

Убор — болгарский вампир, питающийся навозом и падалью, потому что он слишком большой трус, нападать на людей. Имеет скверный характер, что не мудрено при таком питании.

Аями, в тунгусо-маньчжурской мифологии (у нанайцев) духи—предки шаманов. У каждого шамана свой Аями, он наставлял, указывал, какой костюм надо иметь шаману (шаманке), как лечить. Аями являлся шаману во сне в виде женщины (шаманке — в виде мужчины), а также волка, тигра и других животных, вселялся в шаманов во время молений. Аями могли иметь и духи — хозяева разных животных, они-то и посылали Аями красть души людей и причинять им болезни.

Дубовики – в кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов.
Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки.
Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи.
Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.

Чёрт (в старом правописании «чорт») — злой, игривый и похотливый дух в славянской мифологии. В книжной традиции, согласно Большой советской энциклопедии, слово чёрт является синонимом для понятия бес. Черт социален и чаще всего выходит на охоту с группами чертей. Черта привлекают пьющие люди. Когда черт находит такого человека, он старается сделать все, чтоб человек пил еще больше доводя его до состояния полного безумия. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова . «Длительным, упорным, одиноким пьянством, – сообщал знаменитый прозаик, – я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей». Если человек бросает пить, черт начинает чахнуть не получая ожидаемой подпитки.

Вампал, в мифологии ингушей и чеченцев огромное лохматое чудовище, обладающее сверхъестественной силой: иногда у Вампала — несколько голов. Вампалы бывают как мужского, так и женского пола. В сказках Вампал — положительный персонаж, отличающийся благородством и помогающий героям в их битвах.

Гианы — в итальянском фольклоре в основном женские духи. Высокие и красивые, они обитали в лесах, занимались рукоделием. Еще они могли предсказывать будущее и знали, где спрятаны клады. Не смотря на свою красоту, гианы, среди которых большинство составляли женщины, с трудом находили себе пару. Мужчин-гианов было крайне мало; карлики в мужья не годились, а великаны были настоящими грубиянами. Поэтому гианам оставалось лишь заниматься работой и петь грустные песни.

Ырка в славянской мифологии — злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки, особенно опасен в ночь на Ивана Купалу и только в поле, потому что лешие не пускают его в лес. Им становится самоубийца. Нападает на одиноких путников, выпивает у них кровь. Укрут, его помощник, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит. Чтобы спастись от него, нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, не отвечать ничего, сказать трижды «чур меня» или прочесть молитву «Отче наш».

Див — Демонический персонаж восточнославянской мифологии. Упоминается в средневековых поучениях против язычников. Отголоски последнего значения есть в эпизодах «Слова о полку Игореве», где выражение «връжеся див на землю» воспринимается как предвестие несчастья. Див отвращал людей от опасных дел, появляясь в виде невидали. Увидав его и удивившись, люди забывали о том неправедном деле, которое хотели совершить. У поляков его называли есизник («Есть и зник», есть и пропал), то есть бог-видение.

Аюстал, в абхазской мифологии чёрт; приносит вред людям, животным. Согласно поверьям, если Аюстал вселяется в человека, тот заболевает, а иногда и умирает в муках. Когда человек мучается сильно перед смертью говорят, что Аюстал завладел им, но часто человек хитростью одерживает над Аюсталом победу.

Сульде «жизненная сила», в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом — хранителем народа; его материальное воплощение — знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.

Сикомэ в японской мифологии воинственная раса существ, отдаленно похожих на европейских гоблинов. Кровожадные садисты, чуть выше людей и намного их сильнее, с развитой мускулатурой. Острые зубы и горящие глаза. Не занимаются ничем другим, кроме войн. Часто устраивают засады в горах.

Бука — пугало. Маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них — хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Берегини в славянской мифологии духи в обличии женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Анзуд — в шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд – посредник между богами и людьми, одновременно воплощая доброе и злое начала. Когда бог Энлиль снял во время умывания свои инсигнии, Анзуд украл таблички судеб и улетел с ними в горы. Анзуд хотел стать могущественнее всех богов, но своим поступком нарушил ход вещей и божественных законов. В догонку за птицей пустился бог войны Нинурта. Он выстрелил в Анзуда из лука, но таблички Энлиля исцелили рану. Нинурте удалось поразить птицу только со второй попытки или даже с третьей попытки (в различных версиях мифа по разному) .

Баг – в английской мифологиии духи . Согласно легендам, баг – «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей.
Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Многие английские дети верят, что баги могут проникнуть в комнаты, воспользовавшись открытыми печными трубами. Однако, несмотря на довольно устрашающую внешность, эти существа совершенно не агрессивны и практически безвредны, поскольку у них нет ни острых зубов, ни длинных когтей. Напугать они могут только одним способом – скорчив страшную уродливую рожу, растопырив лапы и подняв шерсть на загривке.

Альрауны — в фольклоре европейских народов крохотные существа, обитающее в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой -весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Позже альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравились тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусора и выпивают молоко, альраун понимает — здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно. Даже если дом сгорел, и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними. К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана — четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.

Власти — в христианских мифологических представлениях ангельские существа. Власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, «наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его… в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы».

Гаргулья — плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille — глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты.

Гримы — по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.
Эти монстры могут принимать разнообразные обличья, но чаще всего они превращаются в огромных собак с угольно-черной шерстью и светящимися в темноте глазами. Увидеть страшилищ можно только в дождливую или пасмурную погоду, обычно они появляются на кладбище ближе к вечеру, а также днём во время похорон. Они часто воют под окнами заболевших людей, предвещая их скорую кончину. Нередко какой-нибудь грим, не боящийся высоты, забирается ночью на церковную колокольню и начинает звонить во все колокола, что в народе считается очень нехорошей приметой.

Ахти — водяной демон у народов севера. Ни злой и не добрый. Хотя любит пошутить и с шутками может переборщить так что человек будет присмерти. Конечно если его разозлить то он может и убить .

Атцыс «без имени», в мифологии западносибирских татар злой демон, который неожиданно по ночам возникает перед путниками в образе копны, воза, дерева, огненного кома и душит их. Атцыс называли также различных злых духов (мяцкай, оряк, убыр, и др.), именования которых опасались произносить вслух, боясь привлечь демона.

Шогготы — существа упоминаемые в известной мистической книге «Аль Азиф» известной более как «Некрономикон», написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных «угрей» из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти существа часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.

Ювха, в мифологии туркмен и узбеков Хорезма, башкир и казанских татар (Юха) демонический персонаж, связанный с водной стихией. Ювха — прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много (у татар — 100 или 1000) лет, Согласно мифам туркмен и узбеков Хорезма, Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например не смотреть, как она расчёсывает волосы, не гладить по спине, совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на её спине, видит, как, расчёсывая волосы, она снимает голову. Если не погубить Ювху, она съест своего мужа.

Упыри — (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, высасывает кровь, после чего жертва или погибает или сама может стать Упырем. По народным поверьям, упырями становились люди, умершие «неестественной смертью» — насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.

Чусрым в монгольской мифологии – Царь рыб . Он свободно глотает корабли, а когда высовывается из воды, похож на огромную гору.

Шаркань, в венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Шарканье. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань — свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто — обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шарканье как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.

Шиликун, Шилихан — в славянской мифологии — хулиганистые мелкие духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках. Пьяных могут столкнуть в прорубь. По ночам будут шуметь и колобродить, а обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги.
Росту они с воробья, ноги, как у лошади — с копытцами, изо рта дышит огонь. В Крещение уходят в подземный мир.

Фавн (Пан)— дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и наделил этим даром Аполлона. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

Кумо — в японской мифологии — пауки умеющие оборачиваться в людей. Весьма редкие существа. В обычном облике выглядят как огромные пауки, размером с человека, с горящими красными глазами и острыми жалами на лапах. В человеческом облике — прекрасные женщины с холодной красотой, заманивающие мужчин в ловушку и пожирающие их.

Феникс — бессмертная птица олицетворяющая цикличность мира. Феникс покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:
«Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла.» Птица эта не размножается, а возрождается после смерти из собственного пепла.

Оборотень — Werewolf — чудовище существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами .

Вирява — хозяйка и дух рощи у народов севера. Представала в виде красивой девушки. Ей подчинялись птитцы и звери. Она помогала заплутавшим путникам.

Вендиго — дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён. Служитл предостережением против любых излишеств человеческого поведения. Племя инуитов называет это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико . Вендиго наслаждаются охотой и любит нападать на охотников. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей. Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться наевшись .

Сикигами. в японской мифологии Духи, вызываемые магом, знатоком Оммё-до. Обычно они выглядят как маленькие они, но могут принимать формы птиц и зверей. Многие сикигами могут вселяться в тела животных и управлять ими, а сикигами самых сильных магов — могут вселяться в людей. Управлять сикигами очень непросто и опасно, так как они могут вырываться из под контроля мага и нападать на него самого. Знаток Оммё-до может направить силу чужих сикигами против их хозяина.

Гидра чудовище, описанное у древнегреческого поэта Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.) в его легенде о Геракле («Теогония»): многоглавая змея (Лернейская гидра), у которой вместо каждой отрубленной головы отрастали две новые. И убить ее было невозможно. Логовище гидры было у озера Лерна вблизи Арголиды. Под водой был вход в подземное царство Аид, который охранялся гидрой. Гидра пряталась в скалистой пещере на берегу близ источника Амимоны, откуда выходила только чтобы нападать на окрестные поселения.

Драки — в английском фольклоре водяные фейри, которые завлекают смертных женщин, представляясь им в образе плывущих по воде деревянных блюд. Стоит какой-либо женщине ухватиться за такое блюдо, как драк немедленно обретает свое истинное, безобразное обличье и утаскивает несчастную на дно, чтобы она там ухаживала за его детьми.

Злыдни — языческие злобные духи древних славян, олицетворение Недоли, навьи прислужники. Так же их еще называют криксы или хмыри — болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня может оборачиваться нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак.

Инкубы — в средневековой европейской мифологии мужские демоны, домогающиеся женской любви. Слово инкубус происходит от латинского «инкубаре», что в переводе означит «возлежать». Согласно старинным книгам, инкубус — это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы.

Леший— хозяин леса, лесной дух,в мифологии восточных славян . Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю.

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора ,хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.

Шишига, нечистый дух, в славянской мифологии. Если живет в лесу то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обглодать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги — это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. Можно сказать, что это — очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие.

 

Древнегреческие мифические существа

пегас химера

Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, давшей современности множество культурных богатств и вдохновлявшей деятелей науки и искусства. Мифы Древней Греции, более привычные нам, чем, например, японская мифология, гостеприимно распахивают двери в мир, населённый богами, героями и чудовищами. Хитросплетения взаимоотношений, коварство натуры, божественной или человеческой, немыслимые фантазии погружают нас в пучины страстей, заставляя содрогаться от ужаса, сопереживания и восхищения гармонией той реальности, существовавшей много веков назад, но такой актуальной во все времена!

1) Тифон

мистика тифон

Самое могучее и устращающее существо из всех порождённых Геей, олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Чудовище обладает невероятной силой и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами. Из его пастей раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то strashno.com резкий свист, отдающийся эхом в горах.

Тифон был отцом мифических чудовищ от Ехидны: Орфа, Цербера, Гидры, Колхидского Дракона и других, которые на земле и под землёй угрожали человеческому роду, пока герой Геракл не уничтожил их, кроме Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота, Борея и Зефира.

Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса.

Тифон был настолько устращающ и силён, что боги-олимпийцы бежали из своей обители, отказавшись от сражения с ним. Лишь Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, strashno.com в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар под гору Этна на острове Сицилия. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются молнии, ранее брошенные Зевсом.

Тифон служил олицетворением разрушительных сил природы, таких, как ураганы, вулканы, смерчи. От английского варианта этого греческого имени и произошло слово «тайфун».

2) Дракайны

Представляют собой змею или дракона женского пола, часто с человеческим чертами. К дракайнам относятся, в частности, Ламия и Ехидна.

Ламия:

мистика ламия

Название «ламия» этимологически происходит strashno.com из Ассирии и Вавилона, где так называли демонов, убивающих грудных младенцев. Ламия, дочь Посейдона, была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Необыкновенная красота самой Ламии разожгла огонь мести в сердце Геры, и Гера из ревности убила детей Ламии, превратила её красоту в безобразие и лишила возлюбленную мужа сна. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по велению Геры превратилась в кровавое чудовище, в отчаянии и безумии похищавшее и пожиравшее чужих детей.

Так как Гера лишила её сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она могла стать безвредной. Став в новом облике наполовину женщиной, наполовину змеёй, она породила жуткое потомство, именуемое ламиями. Ламии обладают полиморфическими способностями, могут выступать в различных ипостасях, обычно как зверо-человеческие гибриды. Однако strashno.com чаще они уподобляются красивым девушкам, поскольку так легче очаровать неосторожных мужчин. Нападают они и на спящих и лишают их жизненных сил. Эти ночные привидения под видом прекрасных дев и юношей высасывают кровь у молодых людей. Ламией в древности называли также упырей и вампиров, которые по народному представлению новогреков, гипнотическим способом завлекали юношей и девственниц и затем умерщвляли их, выпивая их кровь. Ламию при некотором умении легко разоблачить, для этого достаточно заставить её подать голос. Поскольку язык у ламий раздвоенный, то они лишены способности говорить, однако умеют мелодично свистеть.

В более поздних легендах европейских народов Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Ассоциировалась также с ночным кошмаром — Марой.

Ехидна:

мистика ехидна

Дочь Форкиса и Кето, внучка Геи-Земли и бога моря Понта, она изображалась в виде исполинской женщины с прекрасным strashno.com лицом и пятнистым змеиным телом, реже ящерицы, совмещая красоту с коварным и злобным нравом. Произвела на свет от Тифона целый сонм чудищ, различных по внешности, но отвратительных по своей сущности. Когда она напала на олимпийцев, Зевс отгонял её и Тифона. После победы громовержец заключил Тифона под гору Этна, но позволил Ехидне и её детям жить в качестве вызова будущим героям. Она была бессмертной и нестареющей и обитала в мрачной пещере под землёй вдали от людей и богов. Выползая на охоту, она подстерегала и заманивала путников, в дальнейшем безжалостно пожирая их. Владычица змей Ехидна обладала необыкновенно гипнотическим взглядом, сопротивляться которому были не в состоянии не только люди, но и животные.

В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом во время своего безмятежного сна. Ехидна по своей природе является хтоническим божеством, strashno.com сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена героями, знаменуя победу древнегреческой героической мифологии над первобытным тератоморфизмом. Древнегреческое сказание о Ехидне легло в основу средневековых легенд о чудовищной рептилии как самом мерзком из всех существ и безусловном враге человечества, а также служило объяснением происхождению драконов.

Именем Ехидны названо яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами, обитающее в Австралии и на островах Тихого океана, а также австралийская змея, самая крупная из ядовитых змей в мире. Ехидной также называют злого, язвительного, коварного человека.

3) Горгоны

мистика голова медузы горгоны

Эти чудовища были дочерьми морского божества Форкиса и его сестры Кето. Существует также версия, что они были дочерьми Тифона и Ехидны. Сестёр было трое: Эвриала, Сфено и Медуза Горгона — самая известная из них и единственная смертная из трёх чудовищных сестёр. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуёй, со змеями strashno.com вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень всё живое. Во время поединка героя Персея с Медузой, она была беременна от бога морей Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона — великан Хрисаор (отец Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Ливийская легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились красные кораллы.

Персей воспользовался головой Медузы в бою с морским драконом, посланным Посейдоном опустошать Эфиопию. Показав лик Медузы чудовищу, Персей превратил его в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву дракону. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили Горгоны и была убита Медуза, изображённая на флаге региона.

В искусстве Медуза изображалась в виде женщины со змеями strashno.com вместо волос и часто кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона. Отдельная иконография — изображения отрубленной головы Медузы в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. Декоративный мотив — горгонейон — украшает до сих пор одежду, предметы обихода, оружие, инструменты, украшения, монеты и фасады зданий.

Считается, что мифы о Горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В славянских средневековых книжных легендах Медуза Горгона превратилась в деву с волосами в виде змей — девицу Горгонию.

Животное медуза получило своё название именно из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной Медузы Горгоны. В переносном смысле «горгона» — ворчливая, злобная женщина.

4) Грайи

мистика грайи

Три богини старости, внучки Геи и Понта, сёстры Горгон. Их strashno.com звали Дейно (Дрожь), Пефредо (Тревога) и Энио (Ужас). Они были седыми от рождения, на троих у них один глаз, которым они пользовались поочерёдно. Только Грайи знали местонахождение острова Медузы Горгоны. По совету Гермеса Персей направился именно к ним.

Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых сестёр. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Именно этот момент и выбрал Персей, чтобы забрать глаз. Беспомощные грайи пришли в ужас и готовы были сделать всё, лишь бы герой вернул им сокровище. После того, как им пришлось рассказать, как найти Медузу Горгону и где достать крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку, Персей отдал око грайям.

5) Химера

мистика химера

Это чудовище, рождённое Ехидной и Тифоном, имело три головы: одна была strashno.com львиная, вторая — козья, росшая на спине, а третьей, змеиной, заканчивался хвост. Оно дышало огнём и сжигало всё на своём пути, опустошая дома и посевы жителей Ликии. Неоднократные попытки убить Химеру, предпринимаемые царём Ликии, терпели неизменное поражение. Ни один человек не решался близко подходить к её жилищу, окружённому разлагающимися тушами обезглавленных животных. Выполняя волю царя Иобата, сын царя Коринфа Беллерофонт на крылатом Пегасе направился к пещере Химеры. Герой убил её, как и было предсказано богами, поразив Химеру стрелой из лука. В доказательство своего подвига Беллерофонт доставил одну из отрезанных голов чудовища ликийскому царю.

Химера — олицетворение огнедышащего вулкана, у основания которого кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. Пещерой Химеры считают район близ strashno.com турецкой деревни Чирали, где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения.

В честь Химеры назван отряд глубоководных хрящевых рыб. В переносном смысле химера — фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ, при этом считается, что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей. Прообраз химеры посл

Лев с головой орла

Просмотров: 11539 
Дата: 2014-02-26  
Комментариев: 2  

Он впервые появился где-то на Ближнем Востоке около пяти тысяч лет назад. Есть предположение, что люди и динозавры «пересеклись» на каком-то участке исторического пути, и грифон — это воплощение «коллективной памяти» человечества о древнейших летающих рептилиях.

Вездесущее чудовище

Еще до появления в письменных источниках грифона его облик был неоднократно запечатлен на камнях и слоновой кости, серебре и золоте, шелке и бронзе. Его изображение можно найти на стенах дворца и мозаичных полах персидских царей в Персеполе. С караванами купцов, армиями завоевателей и кочевыми племенами злобный и поражающий воображение людей монстр распространился на весь античный мир.

Самое древнее его изображение нашли на территории современного Ирана на печати, изготовленной примерно за 3000 лет до нашей эры. Много его изображений найдено археологами при раскопках на острове Крит, на стенах тронного зала дворца в Кноссе, столице минойской державы, на надгробьях и в святилищах. Найдены они и в курганах Алтая.

Образ грифона проходит через тысячелетия и встречается в разных культурах. Его ассирийское название — k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», и он часто фигурирует в истории этой жестокой и тиранической древней державы. Грифон как бы соединил в себе несколько типов животных. По одним описаниям — это млекопитающее о четырех ногах с крыльями, злобное и сильное. Телом он похож на льва, а крыльями и головой — на орла.

По другим — грифон — четвероногая птица с оперением разного цвета и змеиным хвостом, нередко с ушами и рядом шипов на шее. По размеру и силе он равен восьми львам, сильнее и крупнее сотни орлов. Это гораздо более могущественное животное, чем все живущие на Земле звери. Грифон воспринимался как загадочное, таинственное и сильное существо, и люди верили в его реальное существование.

Следы в истории

На страницах древних манускриптов разных культур детали изображения, облик грифона и его нравы заметно отличаются.

Древние греки оставили нам миф о том, что на самом краю ойкумены, реального для них обитаемого мира, живут жуткие грифоны. Аристей из Проконнеса в VII веке до нашей эры путешествовал по Центральной Азии в поисках гиперборейцев и святилища Аполлона и дошел до племени иммедонийцев. Они поведали ему, что к северу от их земель находится горная цепь, там постоянно дуют холодные ветры, есть золотоносные реки и обитают одноглазые люди — аримаспы. Они похищают золото у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как их именовали сами иммедонийцы, а Аристей назвал их грифонами.

Два века спустя рассказ Аристея, по оценкам современных ученых, побывавшего в предгорьях Алтая, повторил Геродот. В мифах свирепый грифон стал непременным спутником богини мщения Немезиды. На четверке грифонов, запряженных в колесницу, бог Аполлон летал в Гиперборею на отдых. По легендам, однажды вздумал на них подняться на небо и Александр Македонский, но туда его не пустил Бог.

Грифон прекрасно подходил на роль геральдического животного. Он появился на гербах многих рыцарей и правителей, на монетах и царских печатях как символ мощи и свирепости. Его образ широко распространился в поэзии, искусстве и ювелирном деле. Грифоны-птицы, грифоны-львы и грифоны-змеи с туловищем, покрытым чешуйками, как у рептилий, появились в многочисленных иллюстрированных манускриптах.

Существование монстров считалось доказанным фактом, а различным частям его тела приписывали чудодейственную силу. Утверждалось, что слепые прозревали, если поводить пером грифона перед их глазами, и т.п.

Но обычно грифон был олицетворением демонических сил зла и его деятельность губила людей и целые народы. Его нрав под стать свирепому облику. В христианстве он ассоциировался с сатаной. Невероятно, но о несомненном влиянии грифонов на жизнь людей говорят исторические факты в судьбах народов и отдельных лиц, использовавших их изображения в качестве символа или герба.

Губительный символ

Была разрушена и поглощена временем могущественная ассирийская цивилизация. Причину гибели критской державы и разрушения дворца Кносса ученые не могут установить до сих пор. Александр Македонский сокрушил персидскую империю и сжег ее столицу Персеполь. Грифон поддерживал гербовый щит Анны Болейн, супруги английского короля Генриха VIII, которая была казнена. В России образ грифона возник во время правления Павла I (1796-1801 годы). С царем зверски расправились заговорщики прямо в его спальне.

Во времена царствования Александра II был официально утвержден герб дома Романовых, в основе которого грифон. Добравшись до вершин власти, тот вскоре погубил династию. В 1881 году был убит Александр II, в 1894-м умер загадочной смертью Александр III. В 1918 году — расстрелян Николай II вместе со всей своей семьей, и началась кровавая Гражданская война.

После раскопок в XX веке на Алтае больших Пазырыкских курганов десятки образов грифонов появились в научных публикациях и репортажах журналистов. Археологи выяснили, что династия кочевой знати вождей в Пазырыке прекратила свое существование в V-IV веках до нашей эры. Символ их власти — грифон с рогами барана — сделал свое черное дело. В курганах также были найдены изображения «оторванных львиных голов», как на гербе династии Романовых. Для кочевников грифон — это владыка мира мертвых, и его изображение встречается только в захоронениях знати и вождей.

Среди десятков тысяч наскальных изображений самых разных зверей на Алтае вы его не встретите. Восхищение людьми изделиями в скифо-сибирском зверином стиле вдохнуло новые «жизненные силы» и в грифонов. Начались их «материализация» и восхождение на уровне власти региона, и последовали странные случайности.

В 1993 году был официально утвержден герб Республики Алтай, прототипом которого явился образ грифона из Пазырыкских курганов. Депутаты приняли герб, видимо, как символ связи между прошлым и настоящим, не задумываясь о его сущности. В 1997 году внезапно умер В. Чаптынов — первый глава республики, при котором приняли герб. В 2005 году погиб в ДТП губернатор края М. Евдокимов.

На Алтае стали происходить землетрясения, другие аномальные явления и беды: лютые морозы и небывалые снега, различные катастрофы. Над краем словно повисла тень кровожадного древнего владыки мира мертвых, и людям требуется все больше сил для выживания. Все это отдает мистикой, но факты говорят сами за себя и им трудно дать другое объяснение. Надо очень осторожно относиться к выбору изображений, используемых в качестве символов и гербов.

Валерий ПАК

Славянская мифология: птица с человеческим лицом

В мифологии разных народов встречается птица с человеческим лицом. Это сказочное существо может быть и добрым, и злым, помогать людям либо же, наоборот, мешать им добиться поставленной цели. Все мы знаем об Одиссее, древнегреческом герое Троянской войны. Он по дороге домой проплывал мимо острова сирен, полуженщин-полуптиц. И только хитрость и смекалка помогли ему сохранить корабль и товарищей от гибели. Но у наших предков-славян также были мифические птицы.

Птицы у славян

Птица с человеческим лицом или головой была и у славян, причем не одна. Такие существа отличались между собой цветом оперения, местом обитания, другими особенностями. Но в мифологии пернатым была отведена особенная роль: именно утка (утки), по преданию, принимали участие в создании мира. Они, родившись из пены океана либо вылупившись из желудей небесных дубов, нырнули в глубины моря и достали землю. По одной из версий, илом они скрепили веточки и листья, построив таким образом гнездо, а по другой – волшебный камень-алатырь был поднят на поверхность, где начал расти и превратился в земную твердь. Обличье птиц нередко принимали души умерших, утка, например, прочно ассоциировалась с богиней Макошью.

Волшебные птицы

Птица с человеческим лицом – это особый персонаж. Но, помимо них, мир населяли и другие пернатые. Это Феникс, или Финист, Жар-птица, а также целый ряд других существ с диковинными названиями: Могол, Грифон, Скоп, Кува, Дребезда, Чирея, Ногай… Остановимся на самых известных из них.

Феникс. Нет, это не птица с человеческим лицом, но, тем не менее, персонаж довольно интересный и символичный, впрочем, как и все в наших сказках и сказаниях. Она олицетворяет бессмертие, вечное счастье и молодость. Ее оперение огненно-красное, золотое, она быстрая, словно молния, как луч света. Финист символизирует обновления и возрождения – природы, человека, всего. Согласно легендам, Феникс днем принимает птичье обличье, ночью же предстает как прекрасный царевич. Иногда он засыпает, а пробуждается только от слез влюбленной девушки. Финист – воин, борец, защитник, страж справедливости и традиций, вестник богов и их помощник. Состарившись, он сам сжигает себя, чтобы возродиться и стать еще прекраснее, еще моложе.

Жар-птица – еще один персонаж славянских сказок. Обитает она в Ирие Небесном, имеет золотое оперение, которое сверкает на всю округу, и хрустальные глаза. Сияние это слепит, но не обжигает. Эта птица чудно поет, иногда говорит человеческим голосом, порой превращается в девушку-красавицу. Существо может заколдовать человека взглядом или голосом, однако в плену редко радует людей своим пением, может исполнить желание, а перо её приносит счастье. Жар-птица охраняет в райском саду дерево с золотыми яблоками, которыми и питается.

Вещая Гамаюн

Это сказочная птица с человеческим лицом. Она является вестником богов, посланником неба, то есть она доносила до людей высшую волю. Гамаюн родилась вместе с нашей планетой, поэтому знает все и даже может предвещать будущее. К ней идут за советом люди, но спросить ее нужно уметь, а ответ необходимо понять. А обитает эта сказочная птица с человеческим лицом возле моря, близ острова Буяна. Когда летит она по небу, на земле поднимается буря. Крик же ее сулит счастье всякому человеку.

Птица Алконост

Это еще одна райская птица с человеческим лицом. Обратите внимание: она обязательно светлая! Имеет голову прекрасной женщины и радужное оперение. Символизирует радость и счастье, хорошо относится к людям, помогает, предупреждает о несчастьях. Поет она настолько мелодично, что слушатель забывает обо всех бедах на свете. Алконост – сказочная райская птица с человеческим лицом – зимует в Ирие Небесном, а по весне возвращается на землю вместе с диковинными цветами. Счастье обретет тот, кто её увидит, но она очень быстра и мгновенно улетает.

Сирин

Эта темная птица с человеческим лицом в славянской мифологии символизирует скорбь, печаль, она является вестником царя подземного мира. Если человек встречает ее, то значит, что в ближайшем будущем ему грозит беда. Голова у Сирин женская, лицо у нее прекрасно, но вот тело – птичье. Ее песня является утешением в горе, поскольку вызывает забытье, может предсказывать судьбу. Вместе с тем пение Сирин опасно для человека, хотя и очень мелодично. Птица эта похожа на Алконоста, и они вместе часто путешествуют.

Стратим, или Страфиль

Известна еще одна птица с человеческим лицом в славянской мифологии – Стратим, или Страфиль. Это некая прародительница всех мифических птиц. Она гигантская и очень таинственная, живет на море и весь мир может заслонить своим правым крылом. Когда она взмахивает крыльями, то волны покрывают водную гладь, а крик птицы вызывает бурю. Полет Страфили вызывает жуткое наводнение, потоп, который опасен не только для кораблей, но и для городов.

Вместо послесловия

Мы рассмотрели только самых известных чудо-птиц, в которых верили на Руси. Как видно из статьи, встреча с каждой из них сулила человеку перемены. А добрые они были или не очень, уже зависело от судьбы, а также от сообразительности путника. Если сумел правильно понять песню — был спасен, если нет — ну что ж, таков его удел.

Многие райские птицы знакомы нам из сказок, былин, легенд. Но есть и такие персонажи, которые упоминались в летописях. Они прилетали в города, садились на храмы или избы, пели свои чарующие песни. Они приходили в снах к правителям, предупреждали о переменах в государстве. Может, кому-то из читателей удастся услышать сладкое пение одной из них. Только будьте осторожны, не спугните сказочное существо!

PPT — Презентация PowerPoint «Греческие монстры и существа», скачать бесплатно

  • Греческие монстры и существа Мифология

  • Мифы: используются для объяснения того, что не совсем понятно; объясняют необъяснимые распространенные мифы: Медуза Геркулес Ахиллес

  • Мифические герои: Делайте то, что мы хотим, и то, что мы рады, что не должны делать.

  • Сильный человек с необычными дарами • Выполняет сверхчеловеческие задачи • Иногда боги помогают Что такое мифический герой?

  • Всегда сталкиваться с большими трудностями и проблемами • Часто помогают боги • Может быть самим богом • Обладают сверхъестественными способностями • Спасает все общество от разорения • Помогает победить «монстров» Героев в мифах…

  • голова и туловище человека с ногами и спиной лошади Кентавр

  • трехголовый гигантский пес, охранявший ворота Цербера Преисподней

  • трехголовый монстр, с передними частями льва, средними частями козла и змеей вместо его хвоста.Химера

  • три проклятых сестры со змеями вместо волос Медуза Stheno Euryale Gorgons

  • существо с передними частями петуха и телом лошади Гиппэлектрион

  • 2

    передние части лошадей и хвосты рыб Hippocampi

  • пара морских кентавров с верхней частью человеческого тела, нижней передней частью лошадей и хвостами рыб Ichthyocentaurs

  • монстр с голова человека, тело льва и хвост , который может стрелять шипами Мантикора

  • многоголовое змееподобное существо, охранявшее вход в подземный мир под озером Лерма.Гидра

  • существо, наполовину бык, наполовину змей Офиотавр

  • двуглавый змеехвостый пес Ортрус

  • многоголовый монстр с щупальцами, который питался проходящими мимо моряками

  • квалифицированных слесаря ​​с собачьими головами и ластами из тюленей вместо рук Телехины

  • Сирены три прекрасных русалочки / птицы, похожие на женщин, чья неотразимая песня заманила моряков на смерть Сирены

  • три старухи с одним зубом и одним глазом среди них Graeae

  • ГИГАНТ: фракийский великан-людоед, наполовину человек и наполовину медведь Агриус

  • одноглазые великаны Циклопы

  • трехтелесный четырехкрылый гигант, обитавший на красном острове Эритейя Герион

  • 9000 3 птиц-людоедов с бронзовыми клювами и острыми металлическими перьями, которые они могут запустить в своих жертв Стимфалийские птицы

  • имеют окорока льва, крылья большой птицы и лицо женщины-сфинкса

  • существо, которое сочетает в себе тело льва и голову и крыльев орла Грифона или грифона

  • .

    Мифическое животное, Анзуд с телом птицы и головой льва. Векторного

    Линейный рисунок: мифическое животное крылатый баран в образе животного

    Изображение древнего лучника и мифического животного.

    Мифическое животное Анзуд с телом птицы и головой льва.

    Набор алхимических символов.Мифические драконы защищают пробирку с птицей.

    Набор алхимических символов. Мифические драконы защищают алхимическую звезду.

    Мифическое животное Анзуд с телом птицы и головой льва.

    Мифический ассирийский крылатый лев.

    Изображение ассирийского мифического божества Шеду: крылатый бык с головой человека.

    Мифическое животное Анзуд с телом птицы и головой льва.

    Набор алхимических символов: два мифических грифона, алхимический круг, эмблемы солнца и луны, глаз провидения.

    Ассирийское божество, лев, изображение животного и изображение человека.

    Набор алхимических символов. Мифические драконы охраняют таинственный алхимический круг.

    Мифический ассирийский крылатый лев

    Линейный рисунок: мифическое животное крылатый бык в образе животного

    .

    Мифическое животное, Анзуд с телом птицы и головой льва. Stock Vector

    Мы жертвуем нашим спонсорам 10% дополнительных гонораров в качестве стимула для борьбы с COVID-19

    Другие стоковые иллюстрации

    Забавный мультяшный монстр, Зверь, Изолированный, Мифическое животное

    Пегас крылатый конь силуэт Мифическое существо Сказочное животное значок черного цвета векторные иллюстрации плоский стиль изображения

    Старинная гарпия.Женщина-птица-орел. Мифический греческий монстр. Мифологическое животное. Фантастические существа в старинном винтажном стиле

    Красивый белый единорог с синей длинной гривой. Мифическое животное. Вектор

    Морской змей в изометрическом стиле. Океанский монстр. Пиратская игра. 3d изображение мифического животного

    Паутина изящного единорога в облаках и радугах. мифическое животное вектор. лошадь с крыльями и рогом.

    Пегас с крыльями изолированное мифическое животное

    Золотой китайский дракон в окружении тропических цветов бесшовные модели вектор. Картина с мифическим животным

    Вектор логотипа дракона. Мифическое животное.

    Легендарный синий китайский дракон, мифические и фантастические животные векторные иллюстрации

    Фестрал скелет лошадь силуэт мифическое животное фэнтези

    Единорог мифическое животное эскиз гравюра вектор

    Летящий дракон.Мифическое животное.

    Милый единорог стоит посреди зимнего леса. Векторная иллюстрация мифического животного

    .

    Мифическое животное, Анзуд с телом птицы и головой льва. Векторного

    Мифическое животное Анзуд с телом птицы и головой льва.

    Изображение ассирийского мифического божества Шеду: крылатый бык с головой человека.

    Мифическое ассирийское божество крылатого быка Шеду.

    Изображение древнего лучника и мифического животного.

    Мифический ассирийский крылатый лев

    Мифическое животное Анзуд с телом птицы и головой льва.

    Набор алхимических символов: два мифических грифона, алхимический круг, эмблемы солнца и луны, глаз провидения.

    Набор алхимических символов. Мифические драконы защищают алхимическую звезду.

    Ассирийское божество, лев, изображение животного и изображение человека.

    Мифическое животное Анзуд с телом птицы и головой льва.

    Набор алхимических символов. Мифические драконы охраняют таинственный алхимический круг.

    Набор алхимических символов. Мифические драконы защищают пробирку с птицей.

    Линейный рисунок: мифическое животное крылатый бык в образе животного

    Линейный рисунок: мифическое животное крылатый баран в образе животного

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *