Разное

Этапы психологического развития: Этапы развития психики

04.12.2020

Содержание

Этапы развития психики

Когда многие из нас заняты какой-либо активной деятельностью, то есть, не сидят на месте, то таким образом они не только привносят в свою жизнь или новые навыки, или ощущения, эмоции и пр., но также формируют свой внутренний мир. Именно благодаря трудовой деятельности, общению с окружающими нас людьми можно наблюдать этапы развития психики.

Достижение поставленных целей дарует и уверенность в собственных силах, и явный пример проявления психического здоровья каждого из нас. На протяжении всех этапов развития психики умственные и внешние действия личности с материальными объектами дополняют друг друга.

Основные этапы развития психики

Стоит отметить, что основные этапы развития психики рождаются постепенно, по мере эволюционного совершенствования каждого живого существа:

  1. Этап ощущения, сенсорный, характерен безусловными рефлексами, не отличающимися особой сложностью. Развивается двигательный аппарат, вместе с тем — осязание, слух, зрение, обоняние и пр.
  2. Этап восприятия знаменует появление сложной нервной системы, совершенствуются те ее отделы, которые образуют связи между анализаторами. Появляется, в первую очередь, моторная память. Животные приобретают умения проявлять собственные эмоции.
  3. Интеллектуальный: способность к поведению интеллектуального характера в случае появления трудностей на пути к достижению поставленных целей, но такие поступки, зачастую, не являются доминирующими в поведении.
  4. Этап психологического и физического формирования. Есть только у людей. В этот период развиваются задатки речи, абстрактного мышления, возникает потребность в общении с себе подобными. Важно отметить, что далее перечислены основные этапы развития психики, которые есть только у человека.
  5. Этап сознания. Стремление познавать мир в окружающей человека реальности, наличие тяги к творческим занятиям.
  6. Этап человеческого самосознания, неотъемлемой частью которого есть познание собственного «я» посредством познания окружающих людей. Развитие самоконтроля, самовоспитания.
  7. Этап социального поведения. Именно на данном этапе личность каждого человека достигает совершенства.

В этапах развития психики человека особое значение отводится его роли в социуме, взаимодействии с ним. Это говорит о том, что психическое формирование определяется не только биологическими компонентами (присуще животным), но и социально-культурными.

 

Возрастные этапы психологического развития личности. | Учебно-методический материал по психологии по теме:

Возраст и его границы( 0-1 год). Младенчество. 

Показатели физического развития

Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться. Достижения становления общей моторики( средние данные): 1 мес.- поднимает подбородок; 2 мес.- поднимает грудь; 3- тянется за предме-том; 4- сидит с поддержкой; 5-6 мес- хватает предметы; 7- сидит без поддержки; 8- садится без поддержки; 9- стоит с поддержкой, ползает на животе; 10- ползает с опорой на колени и руки, ходит за руки; 11- стоит без поддержки; 12 мес- ходит. Интенсивный рост, интенсивное движение. К концу 4 месяца почти вдвое прибавляет в весе. Большинство рефлексов исчезают на 2 -3 месяце, заменяясь произвольными действиями.К году весят почти втрое больше, чем при рождении.

Два подпериода — до 5-6 месяцев и от 5-6 до 12.

Первый — развитие сенсорных систем, сенсорных реакций (сосредоточение, слежение, круговые движения). Реакция на новизну — 4 месяца. Движения артикуляционного аппарата опережают все остальные. Второй период — акт хватания. К 9 месяцам — ходьба. Речь — автономная, ситуативная эмоционально окрашенная речь.

Показатели когнитивного развития

Восприятие. Совершенствование зрительного сосредоточения: увели-чивается его длительность; происходит активная реакция на увиденное (2 мес.), различение предметов по цвету, форме, сложности( 3-4 мес.). Развивается пространственное восприятие.

Речевое развитие. Первое полугодие: формирование речевого слуха, второе полугодие- возникновение лепета. Речь ситуативна.

Восприятие и действия – основа возникновения наглядно-действенного мышления. В 2-3 месяца начинается открытие себя. Совершенствование зрительного сосредоточения. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит. Воспринимает форму предметов. Реакция на новизну.

В 5 месяцев исследование объектов при помощи рук, глаз и рта.

Появлястся узнавание, после 8 месяцев появляется воспроизведение.

Умение стоять и ходить дает возможность исследовать предмет изнутри, сверху и снизу.

Способность к манипулированию и перемещению компонентов среды в пространстве.

Речевое развитие: 1 полугодие — речевой слух и гуление, 2 полугодие — лепет. К концу периода понимание слов.

Переходный период — автономная речь: слова многозначны и ситуативны, слова переходят друг в друга как междометия.

Фрейд: разграничение между желаниями и удовлетворениями потребности.

Пиаже: сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет поведение строится на основе координации восприятия и движения). Мир «здесь и сейчас», отсутствие языка и мышления, отсутствие понимания объективной реальности.

0-1 месяц- упражнение рефлексов, 1-4 месяца – первичные круговые реакции (повторяющиеся действия),адаптация основных сенсорных и моторных структур. 4-8 месяцев — вторичные круговые реакции (интерес к изменениям, вызванным его действиями), развитие стратегии продления интересных впечатлений. 8-12 месяцев — начало

практического интеллекта, действия становятся преднамеренными.

Эриксон: интроекция (вбирание образа матери), первая ступень формирования идентичности, формирование ощущений «космического порядка».

Показатели развития отношений

Общаясь с матерью или другим близким человеком, младенец стремит-ся не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Общение облегчается жестами, которыми ребенок активно пользуется. Непосредственное удовлетворение возникающих потреб-

ностей в общении и предметно-познавательной   деятельности   обус-          лавливают более высокий уровень согласия с миром(базовое доверие) . Ребенку нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним. Появляется «обменивающий» способ, который постепенно переходит во «взаимодействующий». К 8 месяцам — социальные игры.

Фрейд: получение обратной связи через кусание.

Эриксон: референтная группа — мать. Способ взаимодействия — вбирание. Ребенок осваивает 2 варианта связи с миром — давать и получать.

Сирс: зависимость в диаде.

Показатели развития личности и самосознания

1. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяемого из окружающего, связан с овладением своим телом, с возникновением случайных движений( формирование первых предметных действий). 2. Начало ходьбы, самостоятельного передвиже-

ния. Расширение возможности освоения окружающего.

3. Овладение речью(развитие сознания + увеличение действующих способностей ребенка). Эти факторы выступают в качестве базы становления ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружающего мира.

Эриксон: интроекция (вбирание образа матери), первая ступень формирования идентичности, формирование ощущений «космического порядка».

Показатели эмоционального развития

Центральное новообразование данного возрастного периода – общение со взрослыми( с матерью или замещающими ее людьми). Полноценность этого общения ведет к развитию базового доверия- доверия к миру. 

Показатели развития, специфичные для данного возраста

Развитие тонкой моторики ( от общих движений руки к кисти). Хватание-первое целенаправленное действие ребенка, основа освоения манипуляций с предметом( противопоставление большого пальца руки). Появление круговых действий(повторяющихся) в 7 мес и функциональных в 10 мес. Действия пока не становятся предметными: переноса действий на другие предметы не происходит. Ребенок ходит или пытается ходить, что значительно расширяет его познавательные возможности. Действия и восприятие можно организовать с помощью речи, т.к. он понимает обращенные к нему слова взрослых, и начинает говорить сам. К первым социальным достижениям, согласно Э. Эриксону, относится также готовность ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство собственной идентичности.

 

Основные факторы риска развития

Отсутствие эмоционального общения со взрослым приводит к значительной задержке психического развития младенца. Отсутствие условий для разнообразной и содержательной предметно-познавательной деятельности вследствие недостаточного внимания взрослых к этой стороне жизни младенца может привести к появлению нарушений его согласия с внешним миром, замкнутости. Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие.

ребенка.

Центральное новообразование -потребность в общении со взрослыми (по Эриксону — базовое доверие к миру) .

Фрейд: При фиксации на оральной стадии формируется ненасытность, не работает принцип реальности (жадность, сверхтребователыюсть, ненасытность).

Эриксон: при отсутствии поддержки, депривации потребностей, отсутствии преемственности формируется недоверие к миру.

Кризис 1 года -следствие отлучения от груди. Эмоциональная изоляция, уход от общения.

Возраст и его границы (2-3 года)  Раннее детство

Показатели физического развития

В это время дети утрачивают в значительной степени ту пухлость тела, которую принято связывать с младенчеством. Вместе с изменениями пропорций тела у ребенка в возрасте от 2 до 6 лет происходит и быстрое увеличение роста и массы тела. В течение этого периода здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте — 8 см. Происходящее в раннем детстве созревание центральной нервной системы (ЦНС) также включает в себя миелинизацию (образование защитного слоя из изолирующих клеток — миелиновой оболочки, которая покрывает быстродействующие проводящие пути ЦНС)

Показатели когнитивного развития

Активно познает мир окружающих предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры с сюжетом. Память непроизвольна: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания( материал запоминается легче, если находит эмоциональный отклик).Феномен однословного предложения. Автономный характер речи: слова многозначны. В течение полугода автономная речь трансформируется и исчезает. Пассивная речь опережает активную. К 2-м годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы. Интенсивное развитие восприятия, которое в данном возрасте доминирует. Восприятие аффективно окрашено. Непроизвольный характер памяти. Наглядно-действенное мышление. Дифференциация пространственная, временная, количественная, меры, цвета и т.д.

Фрейд: фиксация внимания на актах дефекации

Пиаже: продолжение сенсомоторной стадии — 12-18 месяцев — третичные круговые реакции (специальное изменение действий с целью исследования результатов), 18-24 месяца — начало интериоризации схем действий, формируется внутренний план действий. Начинается стадия репрезентативного интеллекта (мышление с помощью представлений), этап дооперациональных представлений — от 2 до 7 лет

Эриксон: формируется представление о законе и порядке, правилах, установленных извне.

Сирс: период абсолютной зависимости

Миллер: мать задает отношение к окружающему миру на всю жизнь

Показатели развития отношений

В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничест-

ва. Вокруг совместных действий разворачиваются новые  для ребенка формы общения со взрослыми. Общение с другими детьми только появляется и не становится пока полноценным. Общение — форма организации предметной деятельности. Общение опосредовано словом. Общение с детьми только появляется и еще не становится полноценным.

Фрейд: связь с социумом через выполнение требований

Эриксон: референтные отношения — мать (безусловная любовь) и отец как источник требований и контролер их выполнения (безусловная любовь)

Сирс: период абсолютной зависимости 

Показатели развития личности и самосознания

Зарождение самосознания. Простейшая первичная форма – узнавание себя. Новый этап: ребенок называет себя в третьем лице, а затем появляется местоимение «я». Появляется первичная самооценка, осознание «какой Я?» — чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов. Оно основано на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Возникновение и динамика развития собственных желаний. Отсутствует соподчинение мотивов. В общении преобладают мотивы сотрудничества.

Фрейд: готовность к выполнению требований из-за страха наказания, потери любви.

Эриксон: присвоение и разрушение, борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность

Показатели эмоционального развития

Восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать. Отсутствует соподчинение мотивов( ребенок не в состоянии принять решение). Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями. Развитие эмоционально-потребностной сферы связано с зарождающимся в это время самосознанием. Появляется первичная самооценка (это чисто эмоциональное образование, основанное на потребности принятия, поэтому она всегда завышена).

Эмоциональная коррекция поведения носит запаздывающий характер.

9-18 месяцев — появление устойчивого чувства Я

18-36 месяцев — развитие эмоционального воображения

Фрейд: переживание страха наказания, потери любви.

Эриксон: стыд, сомнение, страх потерять контроль

Показатели развития, специфичные для данного возраста

Сознание «Я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3-х лет.  Структура поведения: мотив (аффективное восприятие предмета) — действие — оценка взрослым — эмоциональная реакция на оценку.

Основные факторы риска развития

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если новые отношения не складываются, инициатива ребенка не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления ( проявляются только в отношениях со взрослыми и никогда — со сверстниками).  Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие. Кризис 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму

Фрейд: появление сверх Я. Фиксация на анальной стадии — либо формирование расточительства, аккуратности, нечистоплотности, либо патологической аккуратности, накопительства, сверхпунктуальности.

Эриксон: при гиперопеке, инвалидизации или гипоопеке формируются стыд, сомнение, ощущение ущербности, незащищенности, неправильности под взглядом других. Кризис: опыт обучения и приучение к чистоплотности.

Психологический анализ возрастных этапов развития | Статья по психологии:

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направлен-

ности жизнедеятельности

МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ 1 МЕСЯЦА ДО 1 ГОДА)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоциональным Предметно-познавательная деятельность Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка 

ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окружающих вещей

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода – переход  к словесному мышлению

Игра.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ)

Начало школьной жизни, с приобретением соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют.

Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней  жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости» (младший подростковый возраст) Самооценка.

 «Я – концепция»

(старший подростковый возраст)

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (ОТ 16 ДО 17 ЛЕТ)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначаль-

ный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональ-ная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Формирование личности в психологии: этапы и их особенности


В этой статье:


Формирование личности в психологии рассматривалось и изучалось долгие годы. Свои теории выдвигали как отечественные, так и зарубежные психологи. В целом, все они подразумевают прохождение человеком определенных этапов в процессе взросления и жизнедеятельности.


Чтобы добиться настоящего роста и стать зрелой личностью, необходимо знать об особенностях каждого этапа. Эти знания помогут подкорректировать те или иные способности, что немаловажно в современном мире.

Основные факторы формирования личности в психологии


Во время становления личности индивид приобретает качества, сформировавшиеся у людей в процессе исторического развития. Но нужно понимать, что вероятность появления у человека конкретного качества зависит от целого ряда факторов.



Факторы формирования личности:

  1. Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.


    Ключевую роль в формировании личности в психологии принято отводить семье, поскольку именно на этот социальный институт возложена основная воспитательная функция.


    Как правило, из полноценных и благополучных семей выходят гармонично развитые личности. Тогда как нерешенные в детском возрасте проблемы затрудняют дальнейший процесс развития индивида. Все мы изначально входим в общество и действуем в его рамках, придерживаясь принципов, которые были заимствованы нами от матери и отца.


    Дети перенимают стили, модели поведения, роли, стратегии, тип мышления, выражение эмоций у тех взрослых, которые занимают важное место в их жизни. От родителей ребенок неосознанно наследует ценности и идеалы, положительные и отрицательные качества. Так, к последним могут относиться тревожность или мнительность.


    Со временем услышанные когда-то от родителей наставления воспринимаются как внутренний голос. Постепенно формируются моральные качества: совесть, честь, нравственность, но нужно понимать, что это происходит не всегда. Каждый человек использует полученные в детстве знания и вырабатывает собственные представления о поведении, допустимом с социальной точки зрения.

  2. Генетика.


    На Земле не существует пары людей с абсолютно идентичным набором генов. Некоторая составляющая индивидуальности закладывается именно генетически, поэтому новорожденные способны выражать базовые эмоции, так как их темперамент уже определен.


    Когда речь идет о генетике, роль семьи в формировании личности столь же важна, как и в процессе воспитания. Ведь некоторые психические заболевания передаются именно между родственниками. Тогда как референтные группы родных, друзей, коллег и других людей из близкого окружения оказывают социальное влияние на личность.


  3. Опыт жизни.


    Любое событие отражается на внутреннем мире человека, наиболее серьезный след оставляют знаковые происшествия. Нередко индивидуальный опыт влияет на дальнейший ход жизни. Дело в том, что в процессе формирования и развития личности в психологии происходит воспитание силы воли, характера, способностей, поиск мотивации.

  4. Менталитет и культура.


    Менталитет или «характер народа» во многом зависит от окружающей среды, климата, в условиях которых обычно живет группа людей. Так, южане более активны, темпераментны, склонны к выражению эмоций, чем жители северных регионов.


    Культура, нравственные ценности, принятые в обществе правила прививаются с рождения и ведут к формированию личности. Поведение представителей одних культур более развязно, такие люди не скрывают свои естественные чувства, в то время как другим приходится сдерживать себя, жестко следовать установленным правилам поведения.


Все перечисленные факторы влияют на человека при каждом соприкосновении с непривычной социокультурной средой. На самом деле, формирование личности представляет собой изменения в результате вхождений в новую социальную общность. Индивидуальность может проявляться по-разному в конкретной среде – все зависит от того, насколько успешно индивид преодолевает три фазы развития.

3 фазы формирования личности в психологии


Становление личности предполагает прохождение таких фаз:

  1. Адаптация.


    Необходимо принять нормы и формы деятельности, используемые в конкретной социальной группе. Иными словами, на данном этапе развития индивид делает все, чтобы стать похожим на окружающих.

  2. Индивидуализация.


    Теперь к человеку приходит понимание того, что он такой же, как все. Поэтому он старается найти свои особенности, стремится к персонализации.

  3. Интеграция.


    Данная фаза влияет как на формирование отдельной личности, так и на развитие общества в целом, в рамках которого действует человек. Последнему необходимо согласовать свою индивидуальность с окружением, проявлять только те отличительные качества, которые способны принести людям пользу – именно в этом заключается развитие индивида.


Если личность не прошла через эти фазы, ее принятие обществом оказывается невозможным. То есть происходит дезинтеграция человека – окружающие вытесняют его из своего круга или он изолируется по своей воле. В результате формирование личности останавливается и даже нередко поворачивается вспять. Возможна деградация человека, если он переходит к более ранним шагам собственного развития.

Поэтапное формирование личности в психологии


Принято выделять следующие этапы формирование личности в психологии:

  • Желание общения либо наоборот отстранения от людей, что закладывается еще в первый год жизни. Здесь в основу ложатся контакты с взрослыми, построенные на эмоциях.
  • Обретение самостоятельности и уверенности – проявляется в ребенке уже к трем годам за счет предметной деятельности, позволяющей познакомиться с окружающими малыша вещами.
  • Активное изучение мира, благодаря свойственной ребенку любознательности. На данном этапе, который длится до 13 лет, развиваются коммуникативные, трудовые навыки. Они тренируются за счет сюжетно-ролевых игр, в процессе учебы.
  • Половое созревание, выбор жизненных ценностей, профессии должно завершиться к 20 годам. Здесь ключевую роль играют интимное общение, учебно-профессиональная деятельность.
  • Воплощение планов, реализация собственных возможностей, получение удовольствия от результатов работы, воспитание детей – длится до 60 лет.
  • Заключительным этапом считается углубление в творчество, анализ и переосмысление жизни, поступков.


Получается, что личность и ее формирование не рассматривается в психологии как статичная структура. Наоборот, считается, что индивид в течение всей жизни проходит целый ряд этапов становления.


Теории формирования личности в психологии


Разные направления психологии по-своему рассматривают процесс формирования личности. Существуют психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения, пр.


Ряд теорий стал результатом экспериментов, тогда как другие остаются непроверенными практикой. Нужно понимать, что в некоторых учениях не рассматривается человеческая жизнь от рождения до смерти, так как считается, что формирование личности происходит в первые годы или до достижения совершеннолетия.


Наиболее целостной, включающей в себя сразу ряд позиций по данному вопросу считается теория американского психолога Эрика Эриксона. Он утверждал, что личность формируется по эпигенетическому принципу, то есть на протяжении всей жизни человек проходит восемь стадий развития. Причем такие стадии определяются генетически и не подвержены влиянию со стороны социальных факторов и даже самого индивида.


В психоанализе формированием личности считается приспособление к жизни в социуме природной, биологической сущности человека. А именно: индивиду важно научиться удовлетворять свои потребности в той форме, которая не будет отвергнута обществом, и выработать защитные механизмы психики.


Гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса противоречат позиции психоанализа и называют основой формирования личности появление у человека навыков самовыражения и самосовершенствования. В основе гуманистических теорий лежит идея самоактуализации, которая считается ключевой потребностью индивида. Развитие человека происходит за счет не инстинктивных потребностей, а высших духовных и социальных ценностей.


Формирование личности в психологии рассматривается как поиск человеком своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. В результате можно говорить об активном, творческом, непосредственном, честном индивиде, способном нести ответственность, свободном от шаблонов мышления, мудром, готовом принимать себя и окружающих со всеми недостатками.



Среди компонентов личности принято выделять такие свойства:

  • способности, то есть индивидуальные качества, от которых зависит возможность достижения успеха в какой-либо деятельности;
  • темперамент или врожденные особенности высшей нервной деятельности, определяющие реакции человека в социуме;
  • характер – это набор воспитываемых качеств, на основе которых устанавливается поведение по отношению к себе и окружающим;
  • воля или способность достигать поставленной цели;
  • эмоции, то есть душевные волнения, переживания;
  • мотивы, а именно стимулы, побуждающие человека к деятельности;
  • установки или убеждения, позиция по определенному вопросу.

Формирование личности в отечественной и зарубежной психологии


С точки зрения рассмотрения деятельности и формирования личности в психологии интересна теория Э. Эриксона. Считается, что человек проходит восемь стадий, на каждой из которых наблюдается конфликт между противоположными силами его личности. Благополучный исход влечет за собой развитие или формирование новых черт. В обратной ситуации наблюдается невроз и дезадаптация.



Формирование личности в психологии по Э. Эриксону предполагает этапы, где возникают следующие противоречия:

  • доверие и недоверие к окружающему миру – длится от рождения до года;
  • независимость и стыд, сомнения – до 3 лет;
  • инициативность и чувство вины – в период от 4 до 5 лет;
  • трудолюбие и ощущение неполноценности – 6–11 лет;
  • осознание принадлежности к определенному полу и непонимание свойственного ему поведения – от 12 до 18 лет;
  • стремление к интимным отношениям и чувство изолированности от окружающих – этап ранней взрослости;
  • жизненная активность и сосредоточенность на своих проблемах, потребностях, интересах – наблюдается во время средней взрослости;
  • ощущение полноты жизни и отчаяние – поздняя взрослость.


Российский психолог В. И. Слободчиков рассматривал формирование личности с точки зрения развития субъектности по отношению к собственному поведению человека и предполагал наличие таких этапов:

  1. Оживление (до года).


    В этот период ребенок знакомится со своим телом, осознает его, что проявляется как двигательные, сенсорные действия, общение.

  2. Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 года).


    Начинается самоопределение человека в мире – малыш учится ходить, пользоваться предметами, постепенно осваивает культурные навыки, способности. К трем годам он понимает свои желания, возможности, поэтому в его речи появляется формулировка «я сам».

  3. Персонализация (от 5,5 года до 13–18 лет).


    Теперь человек начинает считать себя реальным или потенциальным творцом собственной жизни. Общаясь с ровесниками и старшими, он выстраивает свою идентичность, постепенно осознает, что сам отвечает за свое будущее.

  4. Индивидуализация (от 17–21 года до 31–42 лет).


    Происходит присвоение и индивидуализация существующих в обществе ценностей на основании собственного мировоззрения, позиции. Индивид борется с групповыми ограничениями, оценками других людей, отходит от стереотипов, чужих мнений, давления. На этом этапе он учится принимать или отказываться от того, что дает ему мир.

  5. Универсализация (от 39–45 лет и далее).


    Здесь личность выходит за пределы индивидуальности на уровень экзистенциальности. Теперь человек воспринимает себя в качестве составляющей всего человечества в контексте мировой истории.


Формирование личности непосредственно связано с возрастными изменениями. Но указанные сроки дают большой временной разброс, и чем старше человек, тем шире разброс личностного развития – в народе это принято характеризовать как «развит не по годам» либо наоборот «застрял в развитии». Хотя на самом деле, никакого застревания нет, просто существуют отличия между физическим и личностным ростом.



Также развитие личности нередко расценивается как изменение индивидуального психологического пространства человека, куда включены:

  • тело;
  • окружающие значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.


Нужно понимать, что перечисленные составляющие появляются не сразу, а в процессе физического взросления – все элементы невозможно найти в ребенке. Чтобы личность могла благоприятно развиваться, перечисленные выше компоненты должны оставаться неприкосновенными.

Формирование личностной зрелости в психологии


Особенности развития человека предполагают наличие факторов, определяющих зрелость личности в целом и ее отдельных составляющих. Ряд авторов полагает, что зрелость и завершение развития некоторых функций сопряжены с возрастной и психической зрелостью.



Хотя формирование личности в психологии происходит на протяжении всей жизни, выделяют ряд факторов, по которым можно судить о достижении плата зрелости. После этого этапа принято говорить о начале индивидуального пути развития.


О личностной зрелости можно судить по таким качествам:

  • Ответственность за собственное поведение, решения, максимальное количество контактов с ближайшим окружением. Формирование ответственности возможно только после отказа от инфантильности, ведь последняя служит признаком отсутствия зрелости. Стоит понимать, что на данном этапе человек также обладает свободой выбора пути, вариантов развития событий.
  • Терпимость приобретает особую выраженность, так как позволяет устанавливать гармоничные отношения в социуме. Не менее важно терпение, которое дает возможность индивиду добиваться результатов, требующих продолжительной работы.
  • Саморазвитие и самоактуализация, необходимые для постоянного углубления и расширения знаний. В норме речь идет о внутренней потребности личности, но при неразвитой внутренней структуре приходится говорить о необходимости, вызванной внешними требованиями.
  • Позитивное отношение к событиям, внешнему и внутреннему миру.


Формирование личности в психологии и ее становление идет постоянно, не прерываясь, при этом ряд этапов считается обязательным, так как зависит от биологических факторов и действующих в обществе правил. Тем не менее, развитие личности может обретать любые формы.


На сегодняшний день личность формируется в основном за счет социального окружения. Интересно, что традиционные формы воздействия претерпели некоторые изменения – теперь не только задействуется непосредственное воспитание, но и существенную роль приобретает влияние интерактивной среды взаимодействия.

Этапы психологического развития

Развитие эго

Между моментом нашего рождения и достижением физической и умственной зрелости, примерно в возрасте 20–25 лет, мы проходим три стадии психологического развития: выживание, соответствие и дифференциация. На этих этапах психологического развития мы учимся тому, как удовлетворить наши потребности в недостатках — наши потребности в выживании, защите и безопасности — в физических, социальных и культурных рамках нашего существования.Если по какой-либо причине вы не можете удовлетворить свои потребности в дефиците, вы почувствуете беспокойство и страх.

Насколько хорошо вы смогли справиться со своими потребностями, связанными с дефицитом, в значительной степени будет зависеть от родительских программ и культурных условий, которые вы испытывали в младенческом, детском и подростковом возрасте. Если вы выросли в безопасной физической среде и в любящей и уважительной социальной и культурной среде, не испытывая каких-либо травм, вам будет относительно легко справиться со своими потребностями в дефиците.Если вы выросли в сложной физической, социальной и культурной среде, где вам приходилось бороться и часто не удавалось удовлетворить свои потребности в дефиците, вам будет трудно справиться со своими нуждами.

Выравнивание эго-души

Процесс выравнивания эго-души начинается на индивидуальной стадии психологического развития. В отличие от стадий психологического развития эго, индивидуальная стадия развития не навязывается вам биологическими и социальными потребностями взросления: она движется эволюционным импульсом вашей души, желающей полностью проявить себя в материальном сознании.

Стадия индивидуализации может быть довольно сложной по ряду причин. Во-первых, это означает столкновение со своими страхами и их преодоление. Во-вторых, это предполагает ответственность и ответственность за каждый аспект своей жизни. В-третьих, это включает в себя принятие природы вашей души, ценностей, поддерживающих сознание души. Это может означать дистанцирование от вашей изначальной семьи, вашего культурного наследия и вашей религиозной принадлежности.

По разным причинам, некоторые из которых находятся вне нашего контроля, большинству людей трудно индивидуализировать.Они остаются «застрявшими» на уровнях сознания самооценки, взаимоотношений и выживания (не на стадиях развития, а на уровнях сознания), потому что физические, социальные или культурные условия, в которых они живут, активно мешают им принять свою истинную природу, находя свой голос и выражая себя.

Активация души

Последние три стадии психологического развития представляют собой различные стадии активации души. Если вы относительно успешно овладели индивидуальной стадией развития, вы начнете ощущать притяжение стадии самоактуализации развития в свои ранние 40 лет.Это стадия развития, на которой вы начинаете принимать свою истинную природу и свои врожденные, данные душой дары и таланты. Это также обычно этап, на котором вы начинаете раскрывать цель своей души, действия, которые придают смысл вашей жизни.

Следующая стадия активации души — стадия интеграции, которая обычно наступает в возрасте 50 лет — включает в себя соединение с другими людьми в безусловных любовных отношениях, чтобы вы могли использовать свои дары и таланты, чтобы изменить мир к лучшему.Тяжелая работа по пониманию того, кто вы есть, и принятию цели своей души уже позади. Сейчас ваша задача — развить навыки сочувствия, чтобы вы могли общаться и сотрудничать с другими и, таким образом, использовать свои коллективные дары и таланты, чтобы изменить жизнь людей. Если вы не можете связаться с другими людьми, вы не сможете достичь своей цели.

Последняя стадия активации души — стадия служения в развитии, которая обычно наступает в возрасте 60 лет — включает в себя жизнь беззаветного служения, сосредоточенную на будущих поколениях и на благе человечества.Узнав, как соединяться, теперь перед вами стоит задача внести свой вклад в общее благо. Чтобы выполнить это требование, вам нужно будет развить в себе сострадание, принять самые глубокие аспекты разума и мудрости вашей души, чтобы помочь тем, кто страдает, находится в неблагоприятном положении или менее обеспечен, чем вы. На этапе интеграции вы используете свои навыки сопереживания для установления связи; на этапе служения вы используете свои навыки сострадания, чтобы внести свой вклад.

Первые три стадии развития происходят в период, когда наш физический мозг и наш разум растут и развиваются; в течение периода быстрого возникающего обучения тому, как утвердиться в физических, родительских и культурных рамках нашего существования.Более того, первые три стадии развития навязываются нам обстоятельствами взросления: от младенчества через детство и юность до юношеского возраста. У нас не только нет выбора в этом вопросе, мы совершенно не осознаем того факта, что проходим через первые три стадии психологического развития.

Что касается развития взрослых, мы можем выбирать индивидуализировать или нет, и мы можем выбирать, реализовывать себя или нет. Если мы сделаем оба этих выбора, то оставшиеся стадии психологического развития естественным образом пройдут, когда нам исполнится 50-60 лет.Наша способность овладеть стадиями активации души в нашем развитии фундаментально зависит от нашей способности овладевать стадиями развития эго. Мы должны научиться удовлетворять потребности дефицита нашего эго, прежде чем мы сможем научиться удовлетворять желания роста нашей души.

Выживание (0–2 года)

Поиски выживания начинаются еще до рождения человеческого ребенка; он начинается в утробе матери. С того момента, как разум / мозг рептилий начинает функционировать, примерно в конце первого триместра беременности, основной задачей разума плода становится выживание.

Из-за своего видового программирования плод, а позже и ребенок, инстинктивно знают, как регулировать внутреннее функционирование своего тела, как кормить грудью после рождения и как сигнализировать матери о неудовлетворенных физиологических потребностях. На этой стадии развития выживание ребенка полностью зависит от матери или других лиц, обеспечивающих уход.

Первое, чему младенец должен научиться сразу после рождения, — это взаимодействовать с окружающим миром, чтобы удовлетворить свои потребности в выживании.Если младенец находит эту задачу трудной или сложной из-за того, что его родители или опекуны не проявляют бдительности, или если с ним злоупотребляют, оставляют одного или бросают на длительные периоды времени, у младенца может складываться подсознательное убеждение, что мир — небезопасное место и что он не любит. После этого на протяжении всей своей жизни этот человек будет стремиться контролировать свое окружение, чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей. Такой человек будет осторожен и бдителен и будет иметь тенденцию управлять всем, что происходит в его мире.

Если родители или опекуны младенца внимательны к его потребностям, бдительны и чутко реагируют на признаки стресса, тогда ребенок вырастет с чувством, что мир — безопасное место и людям можно доверять.

Чувство компетентности и уверенности в том, что нужно заботиться о себе, является важной предпосылкой для овладения стадией самореализации в дальнейшем развитии.

Соответствие (2–7 лет)

К концу стадии выживания ребенок становится подвижным и учится общаться.Это время, когда лимбический разум / мозг, также известный как эмоциональный разум, становится доминирующим. В центре внимания лимбического разума / мозга находится физическая и эмоциональная безопасность — защита тела от повреждений и удовлетворение его потребности в любви и принадлежности. Так начинается соответствующий этап развития.

Сначала ребенок восстает: он хочет того, что хочет, и тогда, когда он этого хочет. Он еще не узнал, что люди, от которых зависит его выживание и безопасность, также имеют потребности. Чтобы удовлетворить свои потребности, ребенок учится следовать правилам, установленным его родителями.Он узнает, что жизнь более приятна и приятна, менее опасна и менее трудна, если она может жить в гармонии со своими опекунами и братьями и сестрами.

Соответствие — подчинение правилам — имеет преимущества: оно позволяет ребенку удовлетворять свои потребности в физической и эмоциональной безопасности. На этом этапе развития также важно участие в семейных ритуалах, поскольку они способствуют формированию у ребенка чувства принадлежности и безопасности. Если родители обусловливают соблюдение ребенком правил того, что его желания исполняются, или ребенка принуждают вести себя определенным образом, ребенок узнает, что любовь условна.

Если из-за плохого воспитания или недостатка внимания ребенок чувствует себя нелюбимым, неважным, непринятым и незащищенным или не чувствует своей принадлежности, у ребенка может развиться подсознательная уверенность в том, что его нелюбви. Когда вы не удовлетворяете свои потребности в безопасности в молодом возрасте, они никуда не денутся; они запечатлены в подсознательной памяти вашего эмоционального разума. Вы становитесь нуждающимся, всегда ищите любви.

Если родители или опекуны ребенка внимательно относятся к потребностям ребенка; Если он воспитывается в заботливой, любящей среде, где он чувствует себя в безопасности и защищен, тогда ребенок вырастет с желанием и готовностью строить преданные отношения, когда достигнет совершеннолетия.

Научиться чувствовать себя в безопасности, комфортно и любить в присутствии незнакомцев — важная предпосылка для овладения интегрирующей стадией развития в более позднем возрасте. Если вы не чувствуете себя в безопасности с другими людьми, вам будет сложно установить контакт и установить связь.

Дифференциация (8–24 года)

Примерно в возрасте 7 или 8 лет мозг / мозг неокортекса становится функциональным. Разум / мозг неокортекса, также известный как рациональный разум, сосредоточен на физической и эмоциональной безопасности.Так начинается дифференцирующий этап психологического развития.

На этом этапе развития ребенок начинает познавать мир вне дома. В то время как отношения между родителями и братьями и сестрами имели большое значение для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, когда центром его жизни был родительский дом, отношения со сверстниками и авторитетными фигурами, такими как учителя, теперь приобретают дополнительное значение.

Как только ребенок попадает в сообщество за пределами дома, он больше не может полагаться на своих родителей в вопросах личной безопасности.Он должен взять на себя ответственность за свою самозащиту, принадлежая к группе, сообществу или банде. Это означает налаживание дружеских отношений, приспособление и уважение членов группы. Братья на себя могут стать обрядом вступления в некоторые группы в мире подростков или молодых взрослых. Это может сбить с толку молодых людей. Они могут совершать поступки, которые, по их мнению, являются неправильными, просто чтобы принадлежать к группе, в которой они могут чувствовать себя признанными и защищенными.

Чувство уважения и признания со стороны родителей или членов группы позволяет нам сформировать чувство собственного достоинства; ощущение того, что нас принимают и признают, дает нам чувство принадлежности и безопасности.Дары, навыки и таланты, которые позволяют нам чувствовать себя признанными, становятся для нас важными. Мы ориентируемся на них, потому что они являются нашим паспортом безопасности.

Типы дарований или талантов, которые мы развиваем, в значительной степени зависят от типа сообщества, к которому мы принадлежим. Это может быть красота, интеллект, сила, спортивные способности, музыкальные способности, бесстрашие и т. Д. Развитие наших сильных сторон — то, что приносит нам признание — позволяет нам утвердиться в сообществе. Однако если мы хотим стать лидером группы, нам нужно выделиться из толпы.Возможно, нам потребуется доказать свое превосходство или защитить себя от тех, кто также хочет возглавить группу.

На этом этапе развития важно изучить свои таланты и получить положительные отзывы и признательность за ваши усилия. Если ваши усилия не будут оценены теми, кто для вас важен, особенно вашими родителями и учителями, вы перестанете пытаться и у вас может начаться заниженная самооценка. Если вместо того, чтобы ценить ваши усилия, вам постоянно будут напоминать о своих неудачах, вы вырастете лишенным уверенности, с низким чувством собственного достоинства и верой в то, что вы недостаточно хороши.

Когда вы не удовлетворяете свои потребности в безопасности в детстве или подростковом возрасте, они никуда не денутся; они остаются в вашем подсознании. Позже в жизни вы можете стать очень конкурентоспособным или стремиться к статусу или власти, чтобы вас признали кем-то важным или кем-то, кого следует бояться.

Если вы не получите нужного одобрения и обратной связи от своих родителей, вы можете искать группы, банды или сообщества, в которых вы чувствуете, что вас принимают и ценят; где признаются ваши дары, навыки или таланты.Это может вызвать конфликт в вашей жизни дома, потому что вы можете попасться между двумя системами ценностей: ценностями ваших родителей и ценностями группы, с которой вы себя отождествляете. Если родители не будут чутко обращаться с этой ситуацией, ваша семейная жизнь станет трудной и может стать невыносимой. Вы восстанете.

С точки зрения родителей, руководство, а не контроль, разрешение, а не предотвращение, поощрение, а не очернение и доверие, а не сомнения, дает подросткам пространство для безопасного изучения того, кто они есть, и обретения чувства идентичности в более широком мире вне семьи дом.

Чувство физической и эмоциональной безопасности в вашем сообществе — уважение и признание со стороны других — важная предпосылка для овладения служебной стадией развития в более позднем возрасте. Если вы не чувствуете себя в безопасности в своем сообществе, вы не сможете внести свой вклад.

Индивидуализирующий (25–39 лет)

Примерно к 20 годам вы начинаете чувствовать новый импульс: вы хотите узнать, кто вы есть на самом деле. Вы хотите свободы и чувства независимости. Для этого вы должны отказаться от родительского программирования и культурных условий и найти свой собственный путь в жизни.

Если вы сможете пройти первые три стадии развития, не испытав каких-либо серьезных травм или не развивая слишком много подсознательных страхов, вам будет относительно легко утвердиться в качестве жизнеспособного независимого взрослого человека в социальных и культурных рамках вашего существования.

До тех пор, пока вы можете найти возможности зарабатывать себе на жизнь, которые позволяют вам исследовать свою свободу и работу, которая дает вам автономию, все будет хорошо. Если вы не можете найти работу, которая позволяет вам быть независимой от родителей, вы будете чувствовать себя деморализованным или подавленным.

Задача на индивидуальной стадии развития — найти свое подлинное «я». Вы больше не зависите; вы ищете независимости. Вы больше не ищете одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо. Вы хотите нести ответственность за каждый аспект своей жизни; вы хотите принять и выразить свои ценности. Не осознавая этого, вы отделяете себя от своего родительского и культурного происхождения и начинаете согласовывать мотивации своего эго с мотивами своей души.

Индивидуальная стадия развития обычно всерьез начинается в возрасте 20 лет и продолжается до 30 лет — после того, как вы покинули родительский дом и утвердились во внешнем мире.

Этот переход от зависимости к независимости может быть одним из самых сложных этапов человеческого развития, который нужно преодолеть, потому что он ставит нас лицом к лицу с нашими страхами выживания, безопасности и защищенности. Многим трудно избавиться от влияния родителей; другие, например, те, кто живет в авторитарных или репрессивных режимах, могут бояться выражать свое мнение, потому что знают, что могут попасть в тюрьму или лишиться жизни за то, что говорят правду или гомосексуалисты.

Если вам посчастливилось воспитываться у самореализовавшихся родителей; вы жили в обществе или культуре, где прославляются свобода и независимость, где высшее образование было легко доступно, где с мужчинами и женщинами обращаются одинаково и где вас поощряют с раннего возраста выражать свои потребности и думать самостоятельно, вы будете относительно легко пройти через индивидуализирующую стадию психологического развития.

Если верно обратное, если вы были воспитаны авторитарными родителями, если вы не живете в условиях демократического режима, если вы подвергаетесь дискриминации из-за вашего пола, сексуальных предпочтений, религии или расы, и вы опасались будучи в состоянии удовлетворить свои потребности в дефиците, вы, вероятно, столкнетесь с трудностями при прохождении индивидуальной стадии развития.Борьба за выживание и поиск защиты и безопасности, которых вы не получали в молодости, могут удерживать вас на якоре на нижних уровнях сознания на всю жизнь.

Самоактуализация (40–49 лет)

Когда вам исполнится 40 лет, иногда немного раньше, а иногда немного позже, ваша душа начинает ощущать свое присутствие в вашей жизни. Если вы справились со своими потребностями дефицита и успешно прошли этап индивидуального развития, вы начнете искать смысл и цель в своей жизни; вы будете искать занятие или призвание, которое позволит вам полностью выразить свое подлинное «я».Добро пожаловать на этап самореализации в развитии.

Для большинства людей поиск своей профессии или призвания обычно начинается с чувства беспокойства или скуки по поводу своей работы, профессии или выбранной карьеры — с работы, которая, по их мнению, позволит им чувствовать себя в безопасности, обеспечивая им хороший доход и перспективы для продвижение, ведущее к увеличению богатства, статуса или власти. Раскрытие цели своей души не только придает жизненную силу, но и пробуждает творческий потенциал. Вы станете более интуитивным и будете проводить больше времени в состоянии потока; быть полностью вовлеченным в то, что вы делаете, и чувствовать себя преданным и увлеченным своей работой.

Освоение стадии самореализации в развитии может быть сложной задачей, особенно если ваше призвание или призвание не обеспечивает большей безопасности, чем работа, профессия или карьера, которой вы обучались ранее в своей жизни. Вам может быть страшно или неловко идти в новом направлении, которое не оплачивает аренду и не финансирует образование ваших детей, но придает смысл и цель вашей жизни.

Некоторые люди рано находят свое призвание, другие — гораздо позже; некоторые проводят всю свою жизнь в поисках.Раскрытие и принятие цели своей души жизненно важно, потому что это ключ к полноценной жизни.

Ваша способность управлять своими потребностями в выживании значительно повлияет на вашу способность добиваться прогресса на стадии самоактуализации. Знание, что вы можете позаботиться о себе, дает вам уверенность, необходимую для исследования своего самовыражения. Если вы боитесь, что не сможете выжить, занимаясь любимым делом, вы можете отрицать выражение своей души.Позже это приведет к страданиям.

Интеграция (50–59 лет)

Если вы научились справляться со своими потребностями, связанными с дефицитом, и успешно прошли этапы индивидуализации и самореализации, когда вам исполнится 50, вы захотите принять цель своей души, изменить мир к лучшему. Для этого вам нужно будет общаться с другими; наладить заботливые отношения с теми, кому вы хотите помочь, и с теми, с кем вы хотите сотрудничать, чтобы усилить свое влияние в мире.Добро пожаловать на интегрирующий этап психологического развития.

Общение с другими людьми, которые разделяют вашу страсть и цель, и общение с теми, кто получит выгоду от ваших даров и талантов, являются важными составляющими этого этапа развития. Навыки построения безопасных отношений, которые вы приобрели на стадии согласования развития, станут чрезвычайно важными на этом этапе развития. Чтобы общаться с другими и поддерживать других, вам нужно задействовать свои навыки сочувствия.Вам нужно будет почувствовать то, что чувствуют другие, если вы действительно собираетесь им помочь.

На этой стадии развития вы должны уметь распознавать свои ограничения, сотрудничать с другими, приобретать более широкое чувство идентичности и переходить от независимости к взаимозависимости.

Некоторые люди настолько поглощены собой и своим призванием на стадии самоактуализации, что не могут совершить этот сдвиг. Они теряются в собственном творчестве, сосредотачиваясь только на своем вкладе, а не на большем вкладе, который они могли бы внести, если бы были связаны с другими.В этом подходе нет ничего плохого; однако в нормальных обстоятельствах обучение работе с другими на службе общему благу с большей вероятностью принесет в вашу жизнь чувство удовлетворения, чем работа в одиночку.

То, насколько хорошо вы освоили стадию согласования разработки, существенно повлияет на ваш прогресс на стадии интеграции разработки. Знание, что вы можете справиться со своими потребностями в отношениях — знание того, что вас любят, — дает вам уверенность в создании безусловных любовных отношений с другими.

Срок службы (60+ лет)

Последняя стадия развития естественным образом следует из стадии интеграции. Я называю это обслуживающим этапом развития. Этот этап развития обычно начинается в начале 60-х годов, иногда немного раньше, иногда немного позже. Основное внимание на этом этапе развития уделяется самоотверженному служению сообществу, с которым вы себя идентифицируете. Речь идет о внесении вклада. Неважно, насколько велик или мал ваш вклад, важно знать, что у вашей жизни есть цель.Облегчение страданий, забота об обездоленных и построение лучшего общества — вот некоторые из занятий, которые вы, возможно, захотите изучить на этом этапе своей жизни.

Когда вы войдете в стадию развития служения, вы обнаружите, что становитесь более интроспективным и рефлексивным — ищите способы углубить чувство связи со своей душой и более глубокими уровнями своего существа — соединяясь с тем, что вы считаете божественным. Вы можете стать хранителем мудрости, старейшиной общины или человеком, к которому молодые люди обращаются за советом или наставничеством.

По мере того, как вы продвигаетесь на этом этапе развития, вы откроете для себя новые уровни сострадания в своей жизни. Вы испытаете глубокое чувство смысла и чувства удовлетворения и благополучия, которых вы никогда раньше не испытывали. Вы начнете видеть, насколько все мы связаны; как, служа другим, вы служите самому себе. На этом уровне сознания отдавать становится тем же, что и получать.

То, насколько хорошо вы освоили дифференцирующую стадию развития, существенно повлияет на ваш прогресс на стадии обслуживания.Наличие здорового чувства собственного достоинства придаст вам уверенности, что вы сможете войти в свое сообщество и сделать свои дары, навыки и таланты доступными для тех, кто в них нуждается.

Степень, в которой вы способны овладеть каждой стадией развития, определяет ваше чувство благополучия. Вы испытываете чувство процветания, когда можете освоить все стадии развития.

Некоторые люди, особенно те, кого воспитали самореализовавшиеся родители — те, кто вырос, удовлетворяя свои потребности и чувствуя себя любимыми и обожаемыми (без развития каких-либо существенных ограничивающих убеждений), — могут испытать импульс своей души, чтобы изменить ситуацию во время индивидуализации. стадия развития.Это не означает, что они достигли стадии интеграции. Обычно стремление изменить ситуацию к лучшему в возрасте от двадцати до тридцати лет обусловлено нашим чувством справедливости и справедливости — исправлением несправедливости мира, тогда как на этапе интеграции наша потребность изменить ситуацию к лучшему определяется нашим сочувствием и состраданием. — глубоко заботясь о страданиях других.

Видео: новая психология человеческого благополучия

Frontiers | Профили психологического благополучия и стратегий преодоления среди студентов университетов

  • 1 Исследовательская группа по педагогической психологии, Департамент эволюционной и педагогической психологии, Университет Ла-Корунья, Ла-Корунья, Испания
  • 2 Департамент психологии, Университет Овьедо, Овьедо, Испания

В транзакционной модели стресса реакции совладания являются ключом к предотвращению реакции на стресс.В этом исследовании была проанализирована возможная роль психологического благополучия как личностного фактора, определяющего стратегии выживания в академическом контексте. В частности, исследование преследует две цели: (а) выявить разные профили учащихся в соответствии с их уровнем психологического благополучия; и (б) проанализировать различия между этими профилями в использовании трех стратегий выживания (позитивная переоценка, поиск поддержки и планирование). Возраст, пол и степень были оценены как коварианты. Всего в исследовании приняли участие 1072 студента университета.Анализ скрытого профиля был применен к четырем показателям психологического благополучия: принятие себя, владение окружающей средой, цель в жизни и личностный рост. Было получено оптимальное четырехпрофильное решение, отражающее существенные постепенные сдвиги от низкого к очень высокому психологическому благополучию. Как и предполагалось, в профиле членства различались участники позитивной переоценки, поиска поддержки и планирования. Важно отметить, что чем выше был профиль психологического благополучия, тем выше использовались три стратегии выживания.Гендерные различия в стратегиях совладания не наблюдались, но не было обнаружено эффектов взаимодействия с психологическим благополучием. Возраст и степень не имели отношения к объяснению использования стратегий выживания. Эти результаты свидетельствуют о том, что психологическое благополучие выступает в качестве важного личного ресурса для поддержки адаптивных стратегий преодоления академического стресса.

Введение

В психологических исследованиях стресс является одной из переменных, оказывающих наибольшее влияние, поскольку он влияет на здоровье и благополучие людей.Эти данные контрастируют с минимальным вниманием, уделяемым академическому стрессу, особенно стрессу студентов (Michie et al., 2001), несмотря на то, что исследования показали его высокую распространенность среди студентов университетов (Zajacova et al., 2005; Dyson and Renk, 2006). Фактически, эта распространенность сопоставима с таковой в некоторых клинических выборках (например, González and Landero, 2007). В этом смысле высокий уровень стресса, по-видимому, отрицательно влияет на качество обучения студентов (Lumley and Provenzano, 2003) и, что еще более важно, на физическое состояние студентов (Loureiro et al., 2008) и психологическое благополучие (Garlow et al., 2008).

В этом исследовании анализируется роль психологического благополучия как ресурса выживания в академическом контексте. Прежде всего, стресс определяется с акцентом на важность совладания с ситуацией, рассматриваемой как регулирующая переменная стрессовых реакций. Затем мы подходим к концепции психологического благополучия с эвдемонической точки зрения и анализируем его возможную роль в качестве личного ресурса, способствующего адаптивному копированию к академическим требованиям.

Согласно широко принятой транзакционной модели стресса (см. Lazarus and Folkman, 1984), стресс — это динамический процесс взаимодействия между человеком и его или ее окружающей средой. Таким образом, реакция на стресс зависит не только от наличия фактора окружающей среды, но и от того, как этот фактор стресса воспринимается человеком (когнитивная оценка) и какие ресурсы и стратегии он или она использует, чтобы справиться с ситуацией (процесс совладания).

Когнитивная оценка состоит из двух взаимосвязанных процессов: первичной оценки и вторичной оценки.Путем первичной оценки мы судим, является ли ситуация неуместной, позитивной или стрессовой. То есть событие не имеет значения, потому что оно не имеет никакого отношения к нашему благополучию; положительный, поскольку ситуация благоприятна для достижения наших личных целей; или стрессовым в том смысле, что он требует использования ресурсов, чтобы справиться, потому что в противном случае наше благополучие может оказаться под угрозой (стресс не обязательно должен быть негативным, но подразумевает необходимость адаптивных усилий). В свою очередь, стрессовая ситуация может представлять угрозу, если мы ожидаем возможного ущерба или убытков еще до их возникновения.Это также может привести к потере или ущербу, если ущерб уже произошел, с последующим ущербом, среди прочего, нашему уважению, здоровью, семье и социальным отношениям, и мы понимаем, что ситуация останется неизменной. Стрессовая ситуация также может рассматриваться как вызов, если мы считаем, что, несмотря на трудности, есть шанс на прибыль или выгоду, если мы мобилизуем адекватные ресурсы. Таким образом, оценка угроз и вызовов приводит к разным ожиданиям преодоления, поскольку первые связаны с более низкой уверенностью в способности справляться с требованиями стрессовых ситуаций, тогда как оценка проблем предсказывает более высокие ожидания для успешного совладания (Skinner and Brewer, 2002).При вторичной оценке мы оцениваем ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении для успешного решения ситуации. В этом процессе мы осознаем несоответствие между нашими ресурсами и стратегиями выживания и репертуаром ресурсов и стратегий, необходимых для решения проблем

Лучшие аккредитованные степени и программы по детской психологии 2020 года

Американская психологическая ассоциация (APA) признает несколько области специализации профессиональных психологов. Одна из них — клиническая детская психология, которую иногда называют психологией развития, а часто просто детской психологией. 1 Согласно APA, детская психология — это специальность, которая применяет исследования и научные знания к уходу за молодыми взрослыми, детьми, малышами и младенцами. 1 Эти специалисты обладают специальными знаниями в области развития ребенка, уникальных психологических потребностей детей и социальных условий, которые способствуют психическому и эмоциональному благополучию детей.

Чтобы работать клиническим детским психологом, люди обычно получают степень бакалавра психологии, прежде чем специализироваться на детской психологии в аспирантуре.Практикующие могут иметь степень магистра, специалиста по образованию (EdS), доктора психологии (PsyD) или доктора философии (PhD). Чтобы стать лицензированным детским клиническим психологом во всех штатах, требуется степень доктора, а также стажировка и постдокторская практика под руководством опытного профессионала. Сертифицированные детские психологи могут работать в детских больницах, психиатрических учреждениях, исправительных учреждениях для несовершеннолетних, школах, исследовательских центрах и частной практике.

Краткая информация

  • В 79 колледжах и университетах есть программы по детской психологии. 2
  • 3 школы предлагают сертификат по детской психологии. 2
  • 1 школа предлагает степень младшего специалиста по детской психологии. 2
  • В 35 школах есть степень бакалавра детской психологии. 2
  • 48 школ предлагают степень магистра или ученую степень в области детской психологии. 2

Для некоммерческих колледжей и университетов.

Содержание
Требования к получению степени по детской психологии и курсовая работа
Высшие учебные заведения по детской психологии
Лучшие школы с программами по детской психологии на кампусе
Избранные программы по детской психологии Информационные программы по уходу за ребенком

9020

Стать детским психологом
Описание работы
Заработная плата и перспективы работы
Дополнительные ресурсы
Часто задаваемые вопросы

Требования к получению степени и курсовая работа

Для поступления в магистратуру по детской психологии обычно требуется базовый уровень знаний психология и степень бакалавра в любой области.Для некоторых докторских программ требуется степень магистра психологии, но многие принимают студентов только со степенью бакалавра психологии. Эти программы также обычно требуют минимального среднего балла (обычно 3.0) и приемлемых баллов на экзамене Graduate Record Examination (GRE). Многие программы также учитывают личные рекомендации, курсовую работу и практический опыт. Поскольку детская психология сама по себе является специальностью в психологии, дальнейшие специализации (или концентрации, специальности или акценты) обычно не предлагаются.

Программы последипломного образования по детской психологии обычно сосредоточены на когнитивном развитии, развитии языка и обучения, социальном развитии, неврологии и психобиологии развития. Программа магистратуры занимает от одного до двух лет, а программа докторантуры может занимать от четырех до шести лет очного обучения. Аспиранты также уделяют внимание исследованиям и клинической практике. Примеры возможных курсовых работ:

  • Развитие подростков и молодых людей
  • Развитие детей
  • Дизайн и анализ исследований развития
  • Психологические вопросы, связанные с мультикультурностью и разнообразием
  • Профессиональные вопросы клинической детской психологии
  • Психология и правовая система
  • Психопатология у детей
  • Психотерапия с семьей
  • Социальная и эмоциональная оценка

Ведущие программы по детской психологии

Лучшие программы докторской психологии развития в US News & World Report 2017

  • University of Minnesota # 1 )
  • Университет Мичигана – Анн-Арбор (№ 2)
  • Стэнфордский университет (№ 3)
  • Гарвардский университет (№ 4)
  • Университет штата Пенсильвания – Университетский парк (№ 5)
  • Университет Калифорнии – Беркли ( # 5 галстук) 3

Best Value S школы с программами клинической детской психологии на кампусе

В приведенной ниже таблице представлены лучшие колледжи и университеты, которые предлагают программы клинической детской психологии для выпускников на территории кампуса.Мы исследовали только некоммерческие школы, которые предлагают эти типы программ, и составили наш список лучших цен ниже. Из некоммерческих вариантов мы включили только те школы, где процент выпускников бакалавриата составляет 50% или выше, а чистая цена бакалавриата составляет менее 25000 долларов в год. Высокий процент выпускников обычно является показателем успеха школы, в то время как низкая чистая цена важна, поскольку вы рассматриваете потенциальную ценность своего образования. Кроме того, мы включили рейтинг каждой школы в US News & World Report, процент преподавателей, имеющих постоянную должность, и предлагаемые ученые степени.

Кампус Вашингтонского университета в Сиэтле

%

Школа Ученая степень US News Национальный рейтинг 4 Уровень академической успеваемости 2 % Преподавательский состав 5 Цена нетто
Магистр прикладной детской и подростковой психологии: профилактика и лечение;
Доктор философии Клиническая психология: Child Track
# 59 tie 84% 51% $ 9,443
Государственный университет Монтклера MA Клиническая психология: Психология детей и подростков;
Кандидат клинической психологии: клиническая детская психология
# 169 tie 65% 23% $ 15,224
Канзасский университет PhD Клиническая детская психология # 129 tie 63% 18365 долл. США
Университет Вандербильта М.Эд. Детские исследования;
M.Ed. Количественные методы
# 14 tie 92% 39% $ 23 295
Chestnut Hill College MS Клиническая и консультативная психология:
Детская и подростковая терапия;
MS Клиническая и консультативная психология:
Детская и подростковая терапия / расстройства аутистического спектра
NR 55% 9% $ 23,863

Избранные программы для получения степени детской психологии

Традиционные программы магистратуры в колледже Chenut

Chestnut Hill College предлагает концентрацию по детской и подростковой терапии по программе магистра наук (MS) по клинической и консультативной психологии.Студенты узнают о проблемах развития и потенциальных психологических проблемах у детей и подростков, а также о вмешательствах с участием отдельных лиц и семей и игровой терапии. Выпускники имеют право получить лицензию в Пенсильвании (и многих других штатах) в качестве лицензированного профессионального консультанта (LPC) или лицензированного семейного терапевта (LMFT) и могут работать в таких условиях, как лечебные центры, больницы и школы. По крайней мере, 15 кредитов требуются для концентрации на детской и подростковой терапии, включая оценку и лечение детей и подростков, игровую терапию, системный подход к проблемам подростков, введение в оценку и лечение психологических травм и один факультатив.

Университет Вирджинии

Департамент образовательного лидерства, фондов и политики школы Карри университета Вирджинии (EDLF) предлагает степень магистра образования (M.Ed.) в области педагогической психологии и прикладной науки о развитии (EP-ADS). Это особое направление для студентов, интересующихся детской психологией и психологией развития, которая готовит выпускников к оказанию помощи детям в социальном и образовательном контексте. Требования для зачисления включают в себя минимум 3,0 балла по программе бакалавриата и заявление о профессиональных целях.Для получения степени требуется как минимум 32 кредитных часа, посвященных изучению науки о развитии и педагогике, включая стажировку от трех до шести кредитных часов. Стажировка — это практический опыт, который может включать в себя работу над исследовательским проектом с преподавателями, оценку летних образовательных программ, изучение мероприятий для мотивации студентов к успеху или работу в школьном совете, а также множество других разнообразных возможностей.

Традиционные докторские программы

Калифорнийский университет в Беркли

Программа докторантуры Калифорнийского университета в Беркли по психологии развития является одним из шести предлагаемых учебных модулей и предлагает междисциплинарный подход к изучению того, как организмы развиваются на протяжении всей жизни, включая изучение познание и лингвистика, а также социальные, эмоциональные и нейронные процессы.Программа PhD может быть завершена за пять-шесть лет очного обучения, и степень магистра не требуется для поступления. Фактически, студенты, имеющие степень магистра, не смогут поступить на программу с продвинутым статусом и начнут с того же статуса, что и обладатели степени бакалавра. Студенты могут работать с профессорами из разных областей факультета и сотрудничать с профессорами других факультетов, включая бизнес, образование, неврологию, общественное здравоохранение и другие. Студенты принимаются только в осенний семестр, и допуск к программе является конкурентным, с требованиями, входящими в число самых строгих областей специализации.Кандидаты на программу психологии развития должны иметь минимальный средний балл 3,7 и минимальный балл GRE: 165 устных, 166 количественных и 5 — аналитических. . Кандидаты также должны представить на рассмотрение заявление о целях и профессиональных целях.

Канзасский университет

Программа клинической детской психологии Канзасского университета (KU) — это программа для докторов философии (PhD), ориентированная на работу с детьми и подростками, а также с их семьями.Курсы включают базовое изучение биологических основ психопатологии, социального развития, вопросов разнообразия в клинической психологии и когнитивного развития, а также специальные курсы клинической психологии, такие как основы оценки и вмешательства с детьми; Достижения и интеллектуальная оценка в детской клинической психологии; Лечебные вмешательства с детьми; и профессиональные и этические проблемы в клинической психологии. Степень магистра включена в программу докторантуры и требует не менее шести часов курсовой работы и диссертации, основанной на эмпирических исследованиях, связанных с детской психологией.Программа университета была введена в Академию психологических клинических наук (ACPS) и посвящена клинической практике, основанной на исследованиях. Прием в программу является высококонкурентным, и абитуриенты должны иметь как минимум 15 кредитных часов по психологии, включая методологию исследований и статистику. Опыт работы в области психологии и работы с детьми не требуется, но рекомендуется.

Мичиганский университет

Кафедра психиатрии Мичиганского университета (Мичиган) предлагает программу постдокторской подготовки для тех, кто уже имеет докторскую степень по клинической детской психологии.Программа была первой в своем роде, аккредитованной APA, и предназначена для предоставления психологам специальной подготовки для подготовки к карьере и к руководящей роли в образовательных и клинических учреждениях. Докторанты проходят углубленную подготовку в таких областях, как лечение подростков в семейных условиях, оценка и лечение детей, работа с детьми в клинических условиях, а также разработка и проведение эмпирических исследований. Они также уделяют внимание специализированным и основанным на исследованиях методам лечения детей и способам их применения как в клинических, так и в образовательных учреждениях.Чтобы быть принятым на программу, студенты должны уже иметь докторскую степень в области клинической психологии и должны предоставить подробное описание опыта работы по любой специальности, а также три рекомендательных письма и полные стенограммы выпускного вуза.

Университет Миннесоты

Докторантура по детской психологии в Институте развития ребенка Миннесотского университета заняла высокое место среди программ психологии развития по версии US News & World Report.Студенты могут выбирать между двумя специализациями: наука о развитии или психопатология развития и клиническая наука. Курс «Наука о развитии» требует пятилетнего очного обучения и фокусируется на исследованиях на протяжении всей жизни человека. Выпускники обычно находят академические и исследовательские должности в колледжах и университетах, некоммерческих организациях или образовательных издательских и оценочных корпорациях. Курс «Психопатология развития и клиническая наука» длится шесть лет, включая стажировку, и ориентирован как на исследования, так и на клиническую науку с клинической подготовкой, аккредитованной APA.Выпускники обычно находят работу в детских больницах, начальных школах, медицинских школах и поликлиниках. Чтобы быть допущенными к программе, студенты должны предоставить результаты GRE, три рекомендательных письма от академических специалистов, которые могут подтвердить исследовательский опыт и стипендию, а также письменное заявление о профессиональных интересах и целях вместе с заявкой на участие в программе.

Онлайн и гибридные программы

Brandman University

Brandman University предлагает степень бакалавра гуманитарных наук (BA) в области психологии со специализацией в детской психологии, которую можно получить в гибридном или онлайн-формате.Программа бакалавриата учит выпускников понимать варианты развития и лечения детей с ограниченными возможностями, такими как аутизм. Программа уделяет одинаковое внимание теории и прикладной практике и обучает выпускников методам статистики, которые могут помочь им в их исследованиях. Для получения диплома требуется минимум 120 семестровых единиц, которые включают 42 кредита по общим требованиям, 48 кредитов по основным требованиям психологии и 15 кредитов по требованиям к концентрации. Курсовая работа по детской психологии включает такие классы, как психология обучения, детская нейропсихология, прикладной поведенческий анализ и предпочтительное улучшение поведения.Чтобы быть включенным в программу, кандидаты должны иметь как минимум средний балл успеваемости 2.0, а также получить до подачи заявления 12 или более кредитов (которые могут быть переведены из другой школы).

Южный университет Нью-Гэмпшира

Магистр психологии Университета Южного Нью-Гэмпшира (SNHU) предлагает возможность онлайн-концентрации по детской и подростковой психологии. Гибкая онлайн-программа не имеет установленного времени проведения занятий и предлагает инструкции от профессионалов, работающих в этой области, с упором на методы исследования, теорию обучения, этическую практику, социальную психологию, когнитивную психологию и другие темы, важные для работы с детьми.Хотя степень не ведет к лицензированию, она готовит выпускников к продолжению образования или работе в таких областях, как образование, социальные услуги и здравоохранение. Для поступления на программу требуется степень бакалавра психологии или степень по другому предмету с завершенной ранее курсовой работой по психологии, которая должна включать вводную психологию, статистику социальных наук и методы исследования социальных наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *